Разделы презентаций


Иллюстрированный календарно-тематический план по изобразительному искусству 5 класс по программе Неменского

Содержание

1.Древние корни народного искусства (8 часов)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Иллюстрированный
календарно-тематический план
Составила учитель рисования МБОУ «Нюргечинсая СОШ» Комсомольского

района ЧР Воронова Марина Николаевна
Изобразительное искусство
5 класс

Иллюстрированный календарно-тематический план Составила учитель рисования МБОУ «Нюргечинсая СОШ» Комсомольского района ЧР Воронова Марина НиколаевнаИзобразительное искусство5 класс

Слайд 21.Древние корни народного искусства (8 часов)

1.Древние корни народного искусства (8 часов)

Слайд 3Урок 1.Древние образы в народном искусстве.
Содержание.
Традиционные образы народного (крестьянского)

прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как

выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими предками.
 
Задание:
выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву(древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы:
гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, или уголь, сангина, бумага.

Урок 1.Древние образы в народном искусстве.Содержание. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля,

Слайд 4Урок 2. Убранство русской избы
Содержание.
Дом – мир, обжитой человеком, образ

освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы

России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть – земля, подклеть (подпол) – подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

Урок 2. Убранство русской избыСодержание.Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера

Слайд 5Урок 3. Внутренний мир русской избы
Содержание.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство

внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол

– земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец и т.п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
Задания: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалевка.
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Урок 3. Внутренний мир русской избыСодержание.Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок

Слайд 6н
Урок 4. Конструкция и декор предметов народного быта.
Содержание.
Русские прялки, деревянная

резная и расписная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии,

умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символичное значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.
Задание:
Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

нУрок 4. Конструкция и декор предметов народного быта.Содержание.Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда –

Слайд 7Урок 5. Русская народная вышивка
Содержание
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших

образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента,

его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).
Задания: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.

Урок 5. Русская народная вышивкаСодержание Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений.

Слайд 8Урок 6. Народный праздничный костюм
Содержание. Народный праздничный костюм – целостный

художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе – сарафан) и

южнорусский (в основе – панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.
Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма.
Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съёмных деталей одежды для картонной игрушки-куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Урок 6. Народный праздничный костюмСодержание. Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе

Слайд 9Урок 7. Народные праздничные обряды
Содержание.
Календарные народные праздники - это способ

участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то

посев или созревание колоса ), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.
Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение.
Задание: раскрытие символистического значениея обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику ( по выбору).

Урок 7. Народные праздничные обрядыСодержание.Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землей, в событиях

Слайд 10Урок 8. Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.
Содержание. Современное

повседневное декоративное искусство и его место в жизни людей. Искусство

дизайна. Его основные законы. Место дизайна в жизни людей. Дизайн как новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности.
Задание: сделать дизайнерский проект любой комнаты своего дома, используя профессиональные дизайнерские разработки.
Материалы: бумага А3, карандаш, гуашь, линейка.
Урок 8. Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.Содержание. Современное повседневное декоративное искусство и его место в

Слайд 112 четверть
Связь времен в народном искусстве

2 четвертьСвязь времен в народном искусстве

Слайд 12Урок 1-2. Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль

глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица,

баба) в современных народных игрушках. Особенности пластических форм, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.
Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: глина или пластилин.

Урок 1-2. Древние образы в современных народных игрушках  Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные

Слайд 13Урок 3-4. Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории развития

гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла

с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов – от светлого к темному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги и украшение ее нарядной гжельской росписью.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Урок 3-4. Искусство Гжели.   Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной

Слайд 14Урок 5. Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой

росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры.
Своеобразие городецкой росписи,

единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.
Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево.

Урок 5. Городецкая роспись.  Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние

Слайд 15Урок 6. Хохлома.
Содержание. Краткие сведения из истории развития хохломского промысла.

Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор,

или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного элемента, последовательность его выполнения.
Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина».
Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.
Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага.

Урок 6. Хохлома. Содержание. Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента

Слайд 16Урок 7. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и

резьба по бересте.
Дерево и береста – основные

материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.
Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.
Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зеленого замалевка с графической линией – черным перьевым контуром.
Задания: 1.Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
2.Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).
Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей.

Урок 7. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.    Дерево

Слайд 17Урок 8. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение

темы)
Выставка работ и беседы на темы «Традиционные

народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».
Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).
Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.

Урок 8. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)    Выставка работ и

Слайд 18Декор – человек, общество, время (12 часов)

3 четверть

Декор – человек, общество, время  (12 часов)3 четверть

Слайд 19Урок 1. Зачем людям украшения
Предметы декоративного искусства несут

на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить

вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи; характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задания: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

Урок 1. Зачем людям украшения   Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений.

Слайд 20Урок 2-3. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Содержание. Роль

декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских

фараонов с помощью декоративного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, из связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладь вечности, глаза-уаджета и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задания: 1.Выполнения эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы.
2.Выполнение эскиза традиционного египетского костюма или придумать свою композицию.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

Урок 2-3. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Содержание. Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание

Слайд 21Урок 4-5. Декоративное искусство Древней Греции.
Декоративное искусство Древней

Греции. Основные элементы костюма эпохи Древней Греции. Мужской костюм. Женский

костюм. Греческая керамика.
Задания: 1.Выполнение костюма эпохи Древней Греции.
Материал: цветные мелки или карандаши, гуашь, бумага.
2.Выполнение эскиза-импровизации на тему «Античная керамика» в технике аппликации. Выбор формы будущей вазы, ее предназначение и в соответствии с этим сюжет для ее украшения.
Материал: цветная бумага, белая бумага, цветные мелки или карандаши.

Урок 4-5. Декоративное искусство Древней Греции.   Декоративное искусство Древней Греции. Основные элементы костюма эпохи Древней

Слайд 22Урок 6. Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и

являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок. Их украшения.
Задание: Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая.
Материал по выбору учащихся.

Урок 6. Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.   Одежда, костюм не только служат

Слайд 23Урок 7-8. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века.
Декоративно-прикладное искусство Западной

Европы 17 века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже

на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же – выявлять роль людей , их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 17 в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

Урок 7-8.  Декоративно-прикладное искусство Западной Европы  17 века. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха

Слайд 24Урок 9-10. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
Декоративность,

орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы, которые появились в Западной

Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.
Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности.
Основные черты классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).
Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.
Задания: 1.Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления. Использование языка символов.
2.Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Урок 9-10. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы  Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.Первые гербы,

Слайд 25Урок 11. Символы и эмблемы в современном обществе.


Значение геральдического искусства в жизни современного общества. Символы

России. Символы Чувашии.

Урок 11. Символы и эмблемы в современном обществе.      Значение геральдического искусства в

Слайд 26Урок 12. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

(обобщение темы)
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений

декоративно-прикладного искусства разных времен. Художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: 1. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по по стилистическому признаку.
2. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.

Урок 12. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)   Итоговая игра-викторина с

Слайд 27
4 четверть
Декоративное искусство в современном мире. (7 часов)

4 четверть Декоративное искусство  в современном мире. (7 часов)

Слайд 28Урок 1. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник

современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по

ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала. Его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линии, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».

Урок 1. Современное выставочное искусство.   Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло,

Слайд 29Урок 2-6. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
Коллективная реализация в

конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология роботы с выбранным материалом (плетение,

коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д.), постепенное. Поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Лоскутная аппликация или коллаж.
Декоративные игрушки из мочала.
Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы.
Декоративные куклы.

Урок 2-6. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.Технология роботы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика