Разделы презентаций


Искусство натюрморта

Содержание

НатюрмортАбрахам ван Бейерен (1620/1621 - 1690).Натюрморт с крабом.Дерево, масло. 1655.Старая пинакотека. Мюнхен.Из объектов “мертвой природы” (перевод французского словосочетания натюрморт — nature mort) предметы, согретые живым человеческим чувством, преображаются под кистью художника,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Натюрморт
А.Переда.
Натюрморт с часами.
Масло. 1652.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С

Пушкина.
Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом

живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая, таким образом, различные ассоциации и социальные аналогии.

При разработке презентации
были использованы следующие материалы:
журнал Юный художник №2-90, статья “Натюрморт” Синюкова В., журнал Юный художник №4-90, статья “Как ставить натюрморт”
Ганжало Т.,
а также репродукции картин.

НатюрмортА.Переда.Натюрморт с часами.Масло. 1652.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время

Слайд 2Натюрморт
Абрахам ван Бейерен (1620/1621 - 1690).
Натюрморт с крабом.
Дерево, масло. 1655.
Старая

пинакотека. Мюнхен.
Из объектов “мертвой природы” (перевод французского словосочетания натюрморт —

nature mort) предметы, согретые живым человеческим чувством, преображаются под кистью художника, начинают жить собственной неповторимой “тихой жизнью” (таков буквальный и несравненно более точный в определении натюрморта перевод голландского термина stilleven, немецкого stilleben, английского still life).
НатюрмортАбрахам ван Бейерен (1620/1621 - 1690).Натюрморт с крабом.Дерево, масло. 1655.Старая пинакотека. Мюнхен.Из объектов “мертвой природы” (перевод французского

Слайд 3Недаром еще в XVIII веке великий французский просветитель и художественный

критик Дени Дидро для обозначения этого жанра пользовался терминами “неодушевленная

натура”
(natyre inanmee)

Натюрморт

Питер Клас (1597/98-1661) Голландская школа
Завтрак.
Масло. 1642.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

Недаром еще в XVIII веке великий французский просветитель и художественный критик Дени Дидро для обозначения этого жанра

Слайд 4Cложение его многообразных форм и типов произошло в эпоху Возрождения,

хотя отдельные мотивы и детали встречаются в искусстве Древнего Востока

и античности: овощи, гирлянды или так называемые неприбранные комнаты в мозаиках, стенных росписях, рельефах.

Натюрморт

И. И. Козловский (1830 -?)
Натюрморт.
Холст, масло. 1858.
Ульяновский областной художественный музей.

Cложение его многообразных форм и типов произошло в эпоху Возрождения, хотя отдельные мотивы и детали встречаются в

Слайд 5Древние авторы о первом мастере греческом живописце Периакосе, жившем в

эллинистическую эпоху. Возможно, что его картины послужили образцами для фресок

в Помпеях.
Это яркие и сочные изображения цветов, фруктов, а также ритуальных сосудов, письменных приборов, монет.

Натюрморт

Жан Франсуа ван Даль (?) (1764-1840). Французская школа.
Фрукты.
Дерево, масло.

Древние авторы о первом мастере греческом живописце Периакосе, жившем в эллинистическую эпоху. Возможно, что его картины послужили

Слайд 6Натюрморт
Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Французская школа
Натюрморт с атрибутами искусств.
Холст,

масло. 1766.
Государственный Эрмитаж.
В знаменитой “Естественной истории” древнеримский ученый, писатель и

государственный деятель Плиний Старший рассказывает о споре между греческими живописцами Зевксисом и Паррасием: Зевксис столь правдоподобно написал виноградные гроздья, что голодные птицы слетались их клевать .Паррасий же настолько совершенно изобразил занавес в своей мастерской, что сам Зевксис принял его за настоящий. После этого Зевксис признал себя побежденным, так как ему удалось обмануть лишь птиц, в то время как Паррасий ввел в заблуждение его самого – прославленного мастера, виртуозно владеющего приемами светотеневой моделировки.
НатюрмортЖан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Французская школаНатюрморт с атрибутами искусств.Холст, масло. 1766.Государственный Эрмитаж.В знаменитой “Естественной истории” древнеримский

Слайд 7Натюрморт
Абрагам Миньон (1640-1679) (?).
Натюрморт с какаду.
Холст, масло.
Ульяновский областной художественный

музей.
Картины Зевксиса и Паррасия до нас не дошли, и судить

о них можно лишь по рассказам античных писателей и копиям римских художников, сохранившимся в незначительном количестве. Но описанный Плинием принцип имитации видимых предметов, создающий впечатление о них как о реально существующих и даже заставляющих ошибаться искушенный глаз художника, дожил до наших дней и нередко встречается в современной живописи.
НатюрмортАбрагам Миньон (1640-1679) (?).Натюрморт с какаду.Холст, масло. Ульяновский областной художественный музей.Картины Зевксиса и Паррасия до нас не

Слайд 8Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio – обман,

насмешка). Частным видом этой иллюзионистической живописи являются обманки (от французского

словосочетания trompe d’oeil – обман глаза, зрения). “Обманками”, особенно любимыми в эпоху Возрождения и барокко, часто служили дверцы шкафов с написанными на них корешками книг или так называемые охотничьи трофеи – убитые рябчики, тетерева, зайцы, также украшавшие дверцы шкафов для хранения дичи и воспринимавшиеся как реальные. Иногда роль “обманок” в картине выполняют отдельные иллюзорно выписанные детали, например, мухи на арбузе, стрекозы и бабочки на цветах и листьях.

Натюрморт

П. Г. Богомолов (художник первой половины 18 века)
Книги
Холст, масло. 1737.
Музей керамики и усадьба «Кусково» 18 века, Москва

Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio – обман, насмешка). Частным видом этой иллюзионистической живописи являются

Слайд 9Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio – обман,

насмешка). Частным видом этой иллюзионистической живописи являются обманки (от французского

словосочетания trompe d’oeil – обман глаза, зрения). “Обманками”, особенно любимыми в эпоху Возрождения и барокко, часто служили дверцы шкафов с написанными на них корешками книг или так называемые охотничьи трофеи – убитые рябчики, тетерева, зайцы, также украшавшие дверцы шкафов для хранения дичи и воспринимавшиеся как реальные. Иногда роль “обманок” в картине выполняют отдельные иллюзорно выписанные детали, например, мухи на арбузе, стрекозы и бабочки на цветах и листьях.

Натюрморт

Якопо Кименти да Эмполи. Около 1551-1640
Натюрморт.
Холст, масло. 1620-е.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio – обман, насмешка). Частным видом этой иллюзионистической живописи являются

Слайд 10Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является изображение предметов домашнего обихода. Этот

тип натюрморта тесно связан с развитием бытового жанра, интерьера, пейзажа

и ярко расцвел в западноевропейском искусстве XVII веке. Каждая национальная художественная школа по-своему, самобытно решила эту проблему.

Натюрморт

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Французская школа
Натюрморт с кувшином и медным котелком.
Масло. 1728-1732.
Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса.

Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является изображение предметов домашнего обихода. Этот тип натюрморта тесно связан с развитием бытового

Слайд 11Э.Мане.
Розы в вазе.
Масло. 1882-1883.
Цюрих, частное собрание.
Натюрморт
В самом начале 17 века

в результате Нидерландской буржуазной революции на территории Северных Нидерландов образовалась

буржуазная Республика Соединенных провинций. Здесь сложилась новая культура в которой нашли отражение демократические идеалы голландского бюргерства, ставшего хозяином в собственной стране. В Голландии сформировалось искусство, правдиво отражавшее быт, нравы, природу родины. Его реалистические установки были последовательно выражены живописцем, поэтом и драматургом Гербрандом Бредеро: “Как художник, я следую правилу живописцев, которое гласит, что лучшим художником является тот, кто ближе всего подходит к жизни…что меня касается, то я изучаю только одну – книгу повседневной жизни”.
Э.Мане.Розы в вазе.Масло. 1882-1883.Цюрих, частное собрание.НатюрмортВ самом начале 17 века в результате Нидерландской буржуазной революции на территории

Слайд 12В Голландии продолжали существовать различные объединения, часто полувоенного, полурелигиозного характера,

сыгравшие важную роль в победе над испанским абсолютизмом. Их участники

уже в 16 веке заказывали видным художникам групповые портреты, в которых желали видеть себя запечатленными в кругу своей корпорации. Особое место приобрели изображения торжественных встреч представителей стрелковых гильдий. В них господствовала атмосфера праздника тесной компании хорошо знающих и ценящих друг друга людей, собравшихся за столом, уставленным сосудами, бокалами, вазами с фруктами, овощами и прочей снедью.

Натюрморт

Виллем Клас Хеда (около 1594-около 1680) Голландская школа.
Завтрак с ежевичным пирогом.
Дерево, масло. 1631.
Дрезденская картинная галерея.

В Голландии продолжали существовать различные объединения, часто полувоенного, полурелигиозного характера, сыгравшие важную роль в победе над испанским

Слайд 13Со временем эти предметы как бы вырезались из банкетного стола,

превращаясь в “чистый” натюрморт. Однако и в таком виде предметы

и явства, приготовленные к трапезе, долгое время сохраняли свой общественный характер: в их подборе, расстановке господствовала та же строгая дисциплина, что и в групповом портрете, сохранялась парадная торжественность общественного праздника, отсутствовал тот элемент случайности, интимности, который вносит в картину подлинная жизнь. Большой шаг вперед сделал Франс Халс, придавший как групповому портрету, так и заключенному в нем миру вещей подлинную естественность, раскрывший те особенности предметов, которые характеризуют самого человека.

Натюрморт

В. Рождественский.
Азиатский чай.
Масло. 1926.
Государственный Русский музей.

Со временем эти предметы как бы вырезались из банкетного стола, превращаясь в “чистый” натюрморт. Однако и в

Слайд 14Этот вид натюрморта, получивший название “завтраков”, приобрел наиболее совершенные и

законченные черты в творчестве живописцев харлемской школы Питера Класа и

Виллема Хеды. Они стали создателями национального натюрморта с Изображением накрытых столов, уставленных скромным набором предметов, типичных для семьи голландского бюргера 1630-1640-х годов. Интимность, простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первого поколения голландских буржуа, выросшего в свободной, независимо

Натюрморт

Виллем Клас Хеда. 1594 - между 1680 и 1682. Голландская школа.
Ветчина и серебряная посуда.
Дерево, масло. 1649.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

Этот вид натюрморта, получивший название “завтраков”, приобрел наиболее совершенные и законченные черты в творчестве живописцев харлемской школы

Слайд 15Пройдет время, и место скромных “завтраков” Класа и Хеды займут

богатые и эффектные “десерты” Адриана ван Бейерена и Виллема Кальфа,

отразившие новый этап в развитии нидерландского общества, утратившего свои революционные идеалы и отошедшего от скромного и трезвого жизненного уклада своих отцов. Драгоценные кубки и редкостные плоды, сложные и разнообразные композиции, изысканные красочные сочетания, виртуозное мастерство в передаче каждого предмета – вот какие качества отныне наиболее ценятся разбогатевшими заказчиками-буржуа. Но и в этих роскошных натюрмортах поражает любовное внимание к особенностям каждого предмета, умение тонко сопоставить материал и фактуру, быть то бархатистая поверхность персика и матовая пыльца виноградных гроздьев, прозрачный блестящий хрусталь и мягко светящиеся перламутровые раковины.

Натюрморт

Абрахам ван Бейерен (1620/1621 - 1690).
Натюрморт с крабом.
Дерево, масло. 1655.
Старая пинакотека. Мюнхен.

Пройдет время, и место скромных “завтраков” Класа и Хеды займут богатые и эффектные “десерты” Адриана ван Бейерена

Слайд 16Натюрморт
Питер Клас (1597/98-1661) Голландская школа
Завтрак.
Дерево, масло. 1620-е.
Государственный Эрмитаж.
Резким контрастом к

этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того же времени.

Это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделенных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Все, чем богата плодородная земля Фландрии, чем изобилует ее леса и поля, что попадает в сети фламандских рыбаков, горами громоздится на столах и витринах, свисает и падает на тяжелые дубовые прилавки. Рамам картин становится тесно от неиссякаемого изобилия даров природы. Авторам этих громадных картин был Франс Снейдерс, а сами полотна составляют оригинальные и своеобразный тип натюрморта, получивший наименование “лавки”.
НатюрмортПитер Клас (1597/98-1661) Голландская школаЗавтрак.Дерево, масло. 1620-е.Государственный Эрмитаж.Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников

Слайд 17К полным кипучей жизни произведениям меньше всего подходит традиционное определение

натюрморта как “мертвой натуры”. Настолько они нарядны, праздничны, ликующи.
Центром крепко

сбитых композиций “лавок” Снейдерса является массивный прилавок или стол, на котором размещены груды битой дичи, фруктов, цветов, овощей. Обычно они выдержаны в общем оливковом тоне, из которого выделяются пятна синего, белого и красного (туши животных, омары, ягоды, одеяние лавочника).

Натюрморт

Франс Снейдерс. (1579-1657) Фламандская школа.
Натюрморт с лебедем.
Холст, масло. Около 1615-1620.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

К полным кипучей жизни произведениям меньше всего подходит традиционное определение натюрморта как “мертвой натуры”. Настолько они нарядны,

Слайд 18Снейдерс с любовью и мастерством передает цвет, форму, фактуру предметов,

объединяя их в роскошные, декоративно-целостные циклы картин, ранее украшавшие дворцы

европейской знати. Он охотно вводит фигуры и полуфигуры людей, животных, иногда помещает небольшие жанровые сценки, например, собаку, бросающуюся на кошку; обезьяну, крадущую фрукты, беседующих лавочницу и покупательницу. Эти сцены имели скрытый аллегорический смысл, хорошо понятный современникам, чаще всего указывали на людские пороки. Обычно в натюрмортах Снейдерса человеческие фигуры теряются среди изобилия земных даров. Его произведения близки к бытовому жанру, но часто сюжетное начало играет в них второстепенную роль. Цель художника создать красочное пиршество из плодов родной земли.

Натюрморт

Франс Снейдерс. (1579-1657) Фламандская школа.
Натюрморт с лебедем.
Холст, масло. Около 1615-1620.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина.

Снейдерс с любовью и мастерством передает цвет, форму, фактуру предметов, объединяя их в роскошные, декоративно-целостные циклы картин,

Слайд 19Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу “низменных жанров, однако

именно в 18 веке появляются великолепные полотна Ж. Б. Шардена, оживляющего

мир “мертвой натуры”. С развитием академической системы образования возникает учебный, или постановочный, натюрморт, ставший одним из обязательных элементов обучения.

Натюрморт

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Французская школа
Натюрморт (Атрибуты искусств).
Холст, масло.

Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу “низменных жанров, однако именно в 18 веке появляются великолепные полотна

Слайд 20Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине прошлого века.

Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира вещей,

решают проблемы свето-цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. Постимпрессионисты разрабатывают сложные проблемы композиционного и цветового решения картины, выявляют материальную вещественность мира.

Натюрморт

Пабло Пикассо. 1881-1973
Зеленая миска и черная бутылка
Холст, масло.
Государственный Эрмитаж.

Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине прошлого века. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном

Слайд 21С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией

живописи. Мастера фовизма идут по пути обостренного выявления эмоциональных и

декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, в то время как представители кубизма утверждают новые способы передачи пространства и предметов: конструируют объемы. На плоскости, расчленяют формы на простые геометрические тела, воспринятые с точки зрения, применяют суровые, почти монохромные тона, а затем вводят в картины коллаж – присыпки, куски газет и другие материалы.

Натюрморт

Ф. Леже.
Натюрморт.
Масло. 1927.

С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Мастера фовизма идут по пути обостренного

Слайд 22На начало 20 века приходится и расцвет русского натюрморта. К.

Коровин и мастера объединения (Бубновый валет) создают мажорные, сочные по

цвету произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Поэтичные работы исполняют И.Грабарь, художники (Мира искусства), тонкие декоративные мастера (Голубой розы)

Натюрморт

Ю. Пименов
Дальняя дорога.
Масло. 1959.

На начало 20 века приходится и расцвет русского натюрморта. К. Коровин и мастера объединения (Бубновый валет) создают

Слайд 23Эти традиции были продолжены в советском искусстве 20-30-х годов. Красочные,

воссоздающие богатство и многообразие предметного мира работы исполнили и юти

годы П.Кончаловкий, А.Куприн, И.Машков, А.Лентулов,М. Сарьян, А.Осмеркин, А.Герасимов. Одновременно были продолжены поиски тонкой колористической гармонии, поэтизации мира вещей (В.Лебедев, Н.Тырса), эксперименты в области цвета и фактуры (Д.Штеренберг, Н.Альтман).

Натюрморт

Н. Ерышев
Кувшины.
Масло. 1979.

Эти традиции были продолжены в советском искусстве 20-30-х годов. Красочные, воссоздающие богатство и многообразие предметного мира работы

Слайд 24Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи натюрморты были

созданы и 40-50 годах П.Кузнецовым, Ю Пименовым. В 60-80-х годах

тяготение к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту многих советских художников (В.Стожаров, А.Никич, Т.Нариманбеков).

Натюрморт

Т. Салахов
Натюрморт с венским стулом.
Масло. 1976.

Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи натюрморты были созданы и 40-50 годах П.Кузнецовым, Ю Пименовым.

Слайд 25В зарубежном натюрморте середины и второй половины XX века выделяются

работы итальянского живописца Д.Моранди, отличающиеся мягким созерцательным настроением, ясными композиционными

построениями, блеклой цветовой гаммой.

Натюрморт

М. А. Асламазян
Армянский натюрморт.
Холст, масло. 1955.
Государственная Третьяковская галерея

В зарубежном натюрморте середины и второй половины XX века выделяются работы итальянского живописца Д.Моранди, отличающиеся мягким созерцательным

Слайд 26Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных, скупых по подбору предметов

произведениях мексиканцев Д.Риверы, Д.Сикейроса, итальянца Гуттузо. Весьма своеобразны натюрморты представителей

поп-арта - одного из направлений в европейском и американском искусстве, провозгласивших после засилья абстракционизма (возвращение к реальности). Работы поп-артистов воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров, детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителей, иногда с нотами иронии и неприятия лозунгов "потребления ради потребления".

Натюрморт

П. П. Кончаловский (1876-1956)
Натюрморт. Апельсины и мятая бумага.
Холст, масло. 1946.
Государственная Третьяковская галерея

Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных, скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д.Риверы, Д.Сикейроса, итальянца Гуттузо. Весьма

Слайд 27Алифанова Екатерина Дмитриевна,
директор
Амбинской основной общеобразовательной школы
Авторы
При разработке презентации
были использованы следующие материалы:
журнал

Юный художник №2-90, статья “Натюрморт” Синюкова В., журнал Юный художник

№4-90, статья “Как ставить натюрморт”
Ганжало Т.,
а также репродукции картин.
Алифанова Екатерина Дмитриевна,директорАмбинской основной общеобразовательной школыАвторыПри разработке презентациибыли использованы следующие материалы:журнал Юный художник №2-90, статья “Натюрморт” Синюкова

Слайд 28Архипов Сергей Николаевич,
директор
Битковской средней общеобразовательной школы
Авторы

Архипов Сергей Николаевич,директорБитковской средней общеобразовательной школыАвторы

Слайд 29Баженова Наталья Юрьевна,
директор
открытой (сменной) школы
Авторы

Баженова Наталья Юрьевна,директороткрытой (сменной) школыАвторы

Слайд 30Бордокина Галина Григорьевна,
директор
Новолуговской основной общеобразовательной школы
Авторы

Бордокина Галина Григорьевна,директорНоволуговской основной общеобразовательной школыАвторы

Слайд 31Махерова Лариса Викторовна,
заместитель начальника Центрального РОО
Авторы

Махерова Лариса Викторовна,заместитель начальника Центрального РООАвторы

Слайд 32Мавлютов Вильлюр Рафикович,
директор
Юрт-Акбалыкской основной общеобразовательной школы
Авторы

Мавлютов Вильлюр Рафикович,директорЮрт-Акбалыкской основной общеобразовательной школыАвторы

Слайд 33Оленников
Михаил Михайлович,
директор коррекционной школы
Авторы

Оленников Михаил Михайлович,директор коррекционной школыАвторы

Слайд 34Шмакова
Галина Павловна,
директор средней школы №168 г. Новосибирска
Авторы

ШмаковаГалина Павловна,директор средней школы №168 г. НовосибирскаАвторы

Слайд 35Тарова
Любовь Андреевна,
зав. методическим кабинетом Колыванского
РОО
Авторы

ТароваЛюбовь Андреевна,зав. методическим кабинетом КолыванскогоРООАвторы

Слайд 36Железнова
Нина Юрьевна,
библиотекарь
центральной библиотеки
Авторы

ЖелезноваНина Юрьевна,библиотекарьцентральной библиотекиАвторы

Слайд 37Железнова Галина Михайловна,
зав. методическим кабинетом Сузунского РОО
Авторы

Железнова Галина Михайловна,зав. методическим кабинетом Сузунского РООАвторы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика