Слайд 1Сказочно – былинный жанр в живописи
Слайд 3Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском
селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в
семье православного священникаПервоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок.
Слайд 4Художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой,
часто говорил: «Сколько я чудес видел!»
Перед собором Василия Блаженного
не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картине «Царь Иван Васильевич Грозный»
Слайд 5Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»
Слайд 6Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в
парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался
по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветогамма картины создавала впечатление монументальности.
Слайд 7После побоища Игоря Святославича с половцами
Слайд 8В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», художник хотел
торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал
создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине.
Слайд 10Сумеречная степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями.
Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун.
Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь
Слайд 12, В картине «Богатыри»любимые народом герои русских былин предстают как
защитники своего народа.
В сочетании храбрости и гордости, сметки
и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава дpeвнeй Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей.
Слайд 14Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» -
образ горькой сиротской доли.
На камне у воды сидит одинокая
печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки.
В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки.
Слайд 15Любовь к фольклору, к русской народной сказке Васнецов пронес через
всю жизнь.
Полна поэтической сказочности его картина «Ковер-самолет» (1880). Силуэт
ковра, распростертого, как диковинная птица, и пустынные степи далеко внизу, и удачливый Иванушка - все это волнует воображение зрителя, вызывая в нем любимые с детства образы.
Слайд 17Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван-царевич на сером
волке», «Три царевны подземного царства»,
«Спящая царевна»,
«Снегурочка» и другие.
Слайд 19Снегурочка - персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке,
которая ожила.
Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал
красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.
Слайд 21Картина «Спящая царевна» переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие
сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем,
медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов — все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание — заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья — все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.
Слайд 23Картина «Три царевны подземного царства» изображает трех царевен: золота, драгоценных
камней и каменного угля - таинственных земных недр. Она написана
на сюжет одноименной сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство недр Земли.
Слайд 25БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы
в честь подвигов князей. Впервые упомянут в "Слове о полку
Игореве.
Баян запечатлен художником во время «магического процесса» - исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его лице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль... Окружившие его воины олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию.
Слайд 27Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический
жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей
атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.