Слайд 2Японская живопись — один из наиболее древних и изысканных из японских
видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.
Для японской живописи,
как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.
Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом..
Слайд 3Этапы развития японской живописи
1. Нара (середина VII - конец VIII
веков) - прежде всего это росписи храма Хорюдзи, в котором
легко угадывается влияния китайской и отчасти индийской изобразительных традиций.
2. Хэйан (начало XVII - конец XII веков). Этот длительный этап отмечен не только дальнейшим развитием храмовой живописи, но и первыми, дошедшими до нас образцами светского изобразительного искусства, представляющими собой иллюстрации к создаваемым для развлечения знати повестям и утончённым романам.
3. Камакура (конец XII - первая половина XIV веков) отмечен изменением стиля и настроения японской живописи. Если раньше общая атмосфера картин и росписей была утончённой, лёгкой, оптимистичной, жизнерадостной, то теперь был сделан большой шаг в сторону, с одной стороны, реализма изображения, с другой, придания ему аскетического, практического, почти военного характера. Основным сюжетами живописи стали изображения батальных сцен из мифологических легенд и исторических хроник, религиозных сцен из синтоистских сказаний и буддийской традиции. Также большое распространение получили портреты военных, государственных и ре.лигиозных деятелей
Слайд 44. Период Муромати (первая половина XIV - вторая половина XVI
веков) на первое место в японской живописи вышла тенденция, благодаря которой
она в наибольшей степени знакома основной массе зарубежных ценителей красоты. Под воздействием философии дзэн-буддизма огромное распространение получила пейзажная живопись, причём особо изысканные формы приняла монохромная техника. В этом сказалось и определённое влияние китайского пейзажа - так, самый знаменитый японский художник-пейзажист той эпохи, Тоё Ода (псевдоним Сэссю), первые пейзажи написал во время путешествия по Китаю, а развил это направление уже по возвращении на родину.
5. В течение дальнейших периодов развития самобытной японской живописи, Монояма (вторая половина XVI - начало XVII веков) и Эдо (начало XVII - середина XIX веков), эта тенденция продолжала активно развиваться и обогащаться. Монохромная живопись стала ещё более утончённой, всё большее внимание стало уделяться тщательной проработке деталей, художники стали экспериментировать и переносить приёмы живописи на свитках и ширмах в настенную роспись, и в обратном направлении. При этом сюжеты не ограничивались пейзажами и массовыми сценами - всё большую популярность стали приобретать психологические сцены, на которых один или несколько героев показаны в момент сильного эмоционального волнения, передаются человеческие чувства. Кроме традиционной живописи с середины XVIII века в Японии также активно развивалась гравюра на дереве, которая была двух основных видов: театральная гравюра (виднейший мастер - Тёсюсай Сяраку) и бытописательная гравюра (основоположниками являлись Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро).
Слайд 5Школа японской живописи Кано
Наиболее известной школой японского изобразительного искусства является
школа Кано, картины которой изображали различных птиц, животных, мифологических существ,
случаи из жизни обычных людей. Рисунки наносились также на раздвижные двери японских дворцов. Художники школы Кано, ко всему прочему, знамениты своими великолепными монохромными росписями по шёлку.
Слайд 6Коллекционирование японской живописи
Среди иностранных коллекционеров в сфере произведений искусства японская
живопись не слишком востребована. Объяснения этому найти сложно, скорее всего,
дело в непривычности самих японских образов и в отсутствии должной «рекламной кампании» по продвижению японского изобразительного искусства среди состоятельных коллекционеров из других стран. Гораздо большей популярностью, кстати сказать, во всём мире пользуются японские нэцке - миниатюрные изделия из металла, дерева, кости или фарфора, представляющие из себя забавные статуэтки с изображением животных, насекомых или людей. Самая большая иностранная коллекция нэцке находится в Британском Музее.
Поэтому наибольшим спросом японская живопись пользуется внутри страны, среди богатых частных и коллективных коллекционеров. Нужно заметить, что настоящая мода на приобретение предметов искусства в японских деловых кругах началась лишь после Второй Мировой войны.
Так что японская живопись продолжает оставаться в большей мере, востребованной в государственных и общественных собраниях и в среде искусствоведов, чем у богатых коллекционеров.