Слайд 1Методическое пособие по МХК.
История письменности Древнего Египта
Подготовила: учитель истории
МОШ
I-IIIступеней №92
Сулимова Татьяна Алексеевна
Слайд 2
Цели презентации:
Формирование представлений о истории создания письменности;
Ознакомить обучающихся с
процессом изготовления материала для письма разными народами;
Развивать навыки решения проблемно-познавательных
и творческих заданий, реконструировать образ исторической действительности;
Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к истории письменности
Слайд 3
Древние египтяне придумали письмо раньше всех — 5 тысяч лет
назад. Вещь была удобная, но сложная.
Слайд 4я
Сложи ключи в правильной последовательности и прочитай, как назывались «священные
письмена» Древнего Египта
Слайд 5
Не было иероглифов, обозначающих гласные звуки.
Одним иероглифом передавались два,
три звука.
Среди иероглифов были знаки-определители, они служили подсказкой при чтении
текста
Особенности древнеегипетского письма
Слайд 6
Особенности древнеегипетского письма
Давайте подумаем, как прочитать иероглифы
«СЛ» –
«ДМ»
-
какие слова они могут обозначать?
Село,
сало, сила, осел, если, сел, соло
Д,ом, дым, дама,
Слайд 7Сколько иероглифов было в египетском письме?
Слайд 9Первые египетские письмена-иероглифы носили явно картиночный характер
Слайд 11На уроке древнеегипетского языка
Пользуясь иероглифами, напишите следующий текст: «Под жаркими
лучами египетского солнца колонна рабов медленно двигалась к колодцу с
водой. Воины охраняли колонну и били тех рабов, которые шли слишком медленно».
Сложно ли вам было выполнить это задание? Смогли ли вы выполнить его полностью?
Слайд 12Позже рисунками стали обозначать отвлеченные понятия, например, изображение солнца могло
обозначать уже не только само светило, но и день, и
свет, и время, поскольку оно светит только в определенное время суток. Как назывались эти знаки ?
.
Слайд 13
Египтяне верили, что все
Предположите, для чего на стене гробницы помещены
небольшие рисунки. Кого или что они изображают? Почему некоторые из
них обведены овальной рамкой?
Изображенное на стенах сопровождало умершего в загробном мире, потому изображали себя, свой дом, семью и все, что окружало человека при жизни. Овальной рамкой обводили только имена фараона и его жен
Слайд 14
Самым удобным и обычным материалом для письма в Египте был
папирус, приготовлявшийся из сердцевины исчезнувшего теперь в Египте водяного растения
(ег. па-пиур – «нильский»). Вынутую сердцевину разрезали на узкие продольные ленты, затем приготовляли из двух рядов перекрещивающихся и положенных под прессом друг на друга лент листы бумаги большей частью (16 на 40 см) светло-желтого или светло-коричневого цвета. Эти листы склеивали в длину, затем
свертывали, и получался свиток
иногда в несколько десятков
метров длиной.
Слайд 15
Установить последовательность изготовления папируса из египетского тростника.
1
6
Слайд 16Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или
современному школьнику в наши дни? Объясните, почему вы так думаете.
Школьнику наших дней легче. В русском алфавите 33 буквы и помимо согласных, есть гласные звуки. В египетском же письме иероглифов, обозначающих гласные, не было, помимо этого число иероглифов было огромным, и, вдобавок, для правильного чтения сочетаний иероглифов использовали специальные значки. Все это сильно усложняло письмо.
Слайд 17На уроке математики в египетской школе
1. Записать числа арабскими цифрами
2.
Решить пример
--------
=
Слайд 18Решить задачу
)
Представьте хозяйство какого-нибудь храма. Под пальмами в белых одеждах
стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя
высчитывает: “Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков – на корм быкам, 40 мешков – на похлебку рабам, 20 мешков – на семена для посева. Сколько же мешков останется?”
Слайд 19
Кому удалось разгадать тайну египетских иероглифов?
Расшифруй криптограмму.
Владыка Египта:
21, 1, 15, 1, 3, 10
Один из
главных символов Египта : 5, 25, 2
Приспособление для подъема воды: 29, 1, 32, 25, 21
Человек, специально обученный искусству письма на языке иероглифов: 18, 7, 12, 33, 4
Плодородный 7, 17
Одно из имен египетского бога Солнца: 1, 6, 3, 10
Слайд 20 Кроссворд
Разгадав кроссворд, по-вертикали вы узнаете
название растения, которое служило
материалом
для письма у древних египтян.
Вопросы:
1.Страна, в которой протекает самая
большая река в мире - Нил.
2.Цвет краски, которой писали тексты в Древнем Египте.
3.Материал, на котором учились писать школьники Древнего Египта.
4.Название реки, протекающей в Египте.
5.Письмо рисунками
6. Название болотного растения, из которого делали палочки для письма древние египтяне.
7.Материал, из которого древние египтяне делали черную краску.
Слайд 22
Разгадав ребус, узнайте название тростника, из которого делали материал для
письма в Древнем Египте
Слайд 23
Узнать из чего египтяне делали черную краску для письма. можно
разгадав этот ребус
Слайд 24Из чего делали материал для письма –папирус?
Слайд 25Основной носитель информации в Древнем Египте.
Слайд 26
Письменность Двуречья
В Междуречье письменность появилась на рубеже IV-V тысячилетий до
нашей эры и называлась клинопись. Это система письма, при которой
знаки выдавливались тростниковой палочкой (стилом) на табличках из сырой глины. Каждый знак обозначал слово, но были сочетания знаков, передающие звуки
Слайд 27 Заполните схему:
1.Египет –
папирус,
Двуречье -
глиняные таблички
2. Египет – иероглифы,
Двуречье -
клинопись
Слайд 28
Табличка для счета. В Двуречье появились знаки для цифр
- в начале пастухи, считая скот, оставляли камни, а затем
заменили их вмятинами в глине. Позднее они превратились в клинописные знаки. В основе счисления лежала цифра 60.