Слайд 1История развития костюма
Ч. 1. От первобытного до конца 19 века
(модерн)
Слайд 2Первая одежда появилась 100 000 лет назад и служила для
защиты тела.
Слайд 3Первые представления о красоте человек черпал из окружающего мира, украшая
свои покровы узорами, изображающими растения, животных, сцены охоты и быта.
Слайд 5Древний Египет
У всех сословий одежда была одинаковой по фасону, отличаясь
только качеством материала.
Мужчины носили передник – схенти. Знатные египтяне носили
узкие плащи и тигровые или леопардовые шкуры.
Женщины носили калазарис – рубашку на бретелях, оставляющую грудь открытой. Были также с длинными рукавами и узкой горловиной. Рабыни ходили почти нагими.
Слайд 9Дочь фараона, рабыня, египтянка и воин
Слайд 10Музыкантки, знатная египтянка и жрец
Слайд 11Рабыня, фараон, простые египтяне
Слайд 16Древняя Греция
И мужчины и женщины носили хитон и гиматий.
Хитон
– нижняя одежда, кусок ткани, скрепленный на плечах двумя пряжками
– фибулами.
Хламида – плащ, скрепленный на плече 1 фибулой.
Пеплос – вид хитона. Его боковые срезы оставляли несшитыми.
Слайд 24Древний Рим
Мужчины носили тунику и тогу. Тогу носили только свободные
римские граждане, она была праздничной одеждой.
Женщины носили тунику и паллу
(вид тоги). Иногда женщины носили столу - верхнее платье без рукавов.
После 3 в н.э. тога сменилась на далматику – длинную тунику с широкими рукавами.
Слайд 29Средневековье
Римская эпоха воспевания роскоши сменилась культом аскетизма. Земная красота считалась
греховной, осуждалась, преследовалась и наказывалась. Тело драпировалось тяжелыми тканями, скрывающими
фигуру.
Красота должна быть морально оправдана.
И художники средневековой Европы изображали человека красивого не физически, а нравственно. Милосердие, сострадание, благочестие, смирение и покорность- вот категории красоты дамы.
Слайд 32Платье женщины было до невозможности простым и состояло из двух
частей: нижняя длинная камиза с узкими рукавами, верхнее платье котта
и широкий плащ- накидка сюрко.
Слайд 33Камиза – полотняная туника с длинными рукавами. По бокам имелись
небольшие отверстия, в которые вставлялась шнуровка. Камиза(шемиза) - это нижняя
рубаха,которая не демонстрировалась окружающим.Как платье ее носили только крестьяне.
Термин "шемиз" появляется в XIII веке и не выходит из употребления до XX, не меняя своего значения - нижняя рубашка, нательное белье.
Слайд 34Котта- длинная верхняя одежда без рукавов либо с рукавами, из-под
которых виднелись рукава камизы. Имела полукруглое или прямоугольное декольте, была
короче и шире камизы, ее шили из более дорогих тканей. Надевали к. через голову, у ворота делали небольшой разрез на завязках.
Слайд 35Позднее, в XII в., котта трансформировалась в облегающее в верхней
части, со шнуровкой сзади либо сбоку платье, расширенное от бедер
книзу при помощи клиньев. Рукава были длинными (касались земли), иногда гофрированными.
Слайд 36В XII в. в стремлении подчеркнуть фигуру в костюме появляется
узкий короткий жилет- блио, который играет большую декоративную роль: его
отделывают по краям галуном, вышивкой. Пояс, украшенный металлическими пластинками, располагают на бедрах, концы его
свисают
до низа.
Слайд 40Мужчины носили короткие штаны – брэ и шоссы – узкие
обтягивающие чулки
Слайд 41Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения в Италии был культ беременности.
Платье
перевязывалось под грудью, спереди собиралось складками и на живот привязывалась
подушечка.
Слайд 45Рафаэль Санти. Портрет Анджело и Маддалены Дони
Слайд 47Портрет Лауры Баттиферри. 1555-60.
Аньоло Бронзино
Слайд 48Портрет Элеоноры Толедо с сыном Джованни Медичи.
1544-45.
Аньоло Бронзино
Слайд 49Портрет Людовико Каппони. 1551.
Аньоло Бронзино
Слайд 50Барокко
Женщины затягивались в корсет, одевали пышные нижние юбки из китового
уса. Поверх одевалось платье с длинным шлейфом. В моду входят
туфли на каблуке, перчатки, веера, зонтики.
Кружево - символ барокко, также как и бантики.
Юбка называется кринолином
Слайд 58Портреты барокко
Портрет Марии де Медичи, королевы Франции. 1622
Рубенс
Слайд 59Портрет Катарины Хуфт с кормилицей.
1619-20. Франс Хальс
Слайд 60Портрет Агаты Бас. 1641.
Рембрандт
Слайд 61Рококо. XVIII век.
Юбки становятся все шире, обильно украшаются бантиками и
кружевом.
Носились пышные и напудренные парики.
Появились митенки
Слайд 62Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница.
В
мужской моде были белые напудренные парики, с закрученными с боков
буклями, косичкой и бантом сзади.
Слайд 66Платье кунтуш («Платье Ватто»)
Самым модным становится платье кунтуш (платье со
«складкой Ватто») – это узкое в плечах платье с довольно
большим декольте, его главная особенность – широкие складки на спинке платья.
Антуан Ватто. Две кузины
Слайд 67Утренняя прогулка. Семейный портрет Уильям Халлетт. 1785
Гейнсборо
Слайд 68Миссис Грейс Далримпл Элиот. 1778.
Гейнсборо.
Также в XVIII веке появляется
платье неглиже. Такое платье можно было носить дома. Неглиже носили
без каркаса и жесткого корсета.
Слайд 69Портрет маркизы де Помпадур. 1756. Франсуа Буше
Слайд 70Детали платья Марии-Антуанетты (один из портретов Марии-Антуанетты Виже-Лебрен)
Из Англии в
конце XVIII века во Францию приходит мода на платье полонез.
Оно считалось утренним платьем, при этом оно могло быть как домашним, так и парадным. Подол платья полонез был подобран в виде полукружий таким образом, что из под него была видна нижняя юбка.
Слайд 71Одежда 19 века. Стиль ампир
Мужчины носили фрак темных тонов со
светлым жилетом и светлыми панталонами. Верхняя одежда – сюртук.
Женщины носили
платья с высокой талией, прямой длинной юбкой и узким лифом, рукавами-фонариками и шляпы с перьями
В большой моде шали. Искусство носить их очень ценилось.
Стиль продержался до 1820-х годов, постепенно сменившись викторианским.
Слайд 7520-е годы.
Талия платья опустилась на естественное место. Линя плеча опущенная,
рукава объемные, сильно расширенные у плеча. Юбка широкая, длиной до
косточки. Под нее надевали несколько нижних юбок.
Платье состоит из двух самостоятельных частей: лифа с рукавами и юбки. Обувь по-прежнему легкая, без каблука.
Й. К. Штилер
«София Баварская» (1832)
Слайд 771840-1860. Второе рококо
Пока женская мода стремительно менялась практически каждое десятилетие
девятнадцатого века, мужской костюм оставался практически нетронутым.
Все внимание отныне
было приковано к образам английских денди, которые одевались элегантно, но дорого. Фрак стал неотъемлемой деталью мужского костюма.
Слайд 80Франц Ксавер Винтерхальтер
Российская Императрица Мария Александровна, 1857 год
Слайд 81Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, 1859
Винтерхальтер
Слайд 82Графиня Мария Ивановна Ламсдорф, урожденная Бек
Винтерхальтер
Слайд 8319 век. 1870-е
Когда ширина кринолинов стала немыслимой, был придуман турнюр.
Турню́р (от фр. tournure —
«осанка, манера держаться») — модное в 1870-1880-х годах приспособление в виде
подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре.
Также турнюр мог быть в виде сборчатой накладки, располагавшейся чуть ниже талии на заднем полотнище верхней части юбки, что формировало характерный силуэт с очень выпуклой нижней частью тела.
Слайд 90 Турнюр
Джеймс Тиссо ( 1836 — 1902)
Букет сирени, 1875 год
Слайд 91Путешественник, 1885 год
Джеймс Тиссо
Слайд 92Огюст Толмуш. Дама в голубом платье, 1870-е
Турнюр, из пышного и
огромного, уменьшался на протяжении всех 1870-х гг и, к концу
десятилетия, практически, сошел на нет.
Слайд 95Спасибо за внимание!
Материал подготовлен преподавателем МБУДО ДХШ
г. Апшеронска
Новак Еленой Александровной
Слайд 96Используемые материалы
http://www.mir-kostuma.com/
http://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/7530/
http://www.compromesso.ru/flow/style/post/moda-30-h-godov-6326/
http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post56391982
http://youstyles.ru/istoriya-mody/moda-30-x-godov.html
http://www.fashiontime.ru/fashion/reviews/5722.html
http://www.ladynote.ru/index/moda-50-x-godov.html
http://www.moda-veka.ru/istoriya-mody/moda-i-stil-50-h-godov
http://modagid.ru/articles/218
http://ona-znaet.ru/publ/1-1-0-862
http://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/1161/
http://platyart.ru/moda-i-stil-platya-60-kh-godov.htm
http://youstyles.ru/istoriya-mody/moda-70-x-godov-foto.html
http://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/1940/
http://www.moda-veka.ru/istoriya-mody/moda-i-stil-70-h-godov
http://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/5506/
http://www.compromesso.ru/flow/style/post/moda-80-h-godov-6159/
http://youstyles.ru/istoriya-mody/moda-80-x-godov.html
http://netakdavno.ru/80e-90e-2000e-gody/chto-nosili-v-90-e-gody-moda-90-h-godov.html
http://vsyako-razno.ru/17371-moda-90-x-godov-24-foto.html
http://helpster.ru/page.php?id_n=13346
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/90680.html
http://blog4woman.ru/2011/04/02/bustle.html
http://blog4woman.ru/2011/03/30/tissot2.html
http://blog4woman.ru/category/costume
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D0%BE
http://www.liveinternet.ru/users/oleska2112/post397114091
http://www.liveinternet.ru/users/gobo/post394873692
https://mylitta.ru/3057-vtoroe-rokoko.html
http://kingdom.danceage.ru/library/articles/chapter/226
http://www.liveinternet.ru/users/4231953/post365853054/
Электронное пособие Раздольского С.А., доктора философских наук, профессора
института искусств АГУ