Слайд 2Кубофутуризм — направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для
русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма и
футуризма.
Слайд 3 Кубофутуризм принято считать результатом взаимовлияния поэтов-футуристов и
живописцев-кубистов. Действительно, литературный футуризм был тесно связан с авангардными художественными
группировками 1910-х годов, такими, как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Активное взаимодействие поэзии и живописи, безусловно, явилось одним из важнейших стимулов формирования кубофутуристической эстетики.
Слайд 4Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник «Садок
судей». В числе авторов альманаха Д. и Н. Бурлюки, Каменский,
Хлебников, Гуро, Ек. Низен и др.
Слайд 5 Идея исчерпанности культурной традиции прежних веков была исходным
пунктом эстетической платформы кубофутуристов. Программным стал их манифест, носивший намеренно
скандальное название «Пощечина общественному вкусу». В нем декларировался отказ от искусства прошлого, звучали призывы «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности».
Слайд 6 Публикация «Пощечины» была воспринята общественностью в основном отрицательно,
как факт безнравственности и дурновкусия. Но кубофутуристы считали, что издание
этой книги официально утвердило футуризм в России.
Слайд 7Впрочем, у набиравшего силу движения тут же появилась масса эпигонов
и подражателей, пытающихся на волне модного литературного течения превратить свои
опусы в ходовой товар, не чуждый этакого «модерна», и забывающих, что подражание полезно только для учебы.
Слайд 8И можно вполне согласиться с утверждением О. Рыковой о том,
что «поэты-футуристы, несмотря на общность предъявленных манифестов, безусловно различались творческими
исканиями и глубиной. Бездарности пользовались одним лишь эпатажем, а истинные поэты со временем „переросли“ существующее движение и остались в литературном процессе конкретными личностями — по-другому и быть не могло»?..
Слайд 9При всех кардинальных внешних различиях история кубофутуризма в России поразительно
напоминает судьбу русского символизма. Такое же яростное непризнание на первых
порах, тот же шум при рождении (у футуристов только значительно более сильный, перераставший в скандал). Вслед за этим быстрое признание передовых слоев литературной критики, триумф, огромные надежды. Внезапный срыв и падение в пропасть в тот момент, когда казалось, что перед ним открылись небывалые доселе в русской поэзии возможности и горизонты.
Слайд 10Исследуя футуризм на заре его зарождения, Николай Гумилев писал: «Мы
присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своею талантливостью и ужасных
своею небрезгливостью. Только будущее покажет, „германцы“ ли это, или… гунны, от которых не останется и следа».