Слайд 1
Зрелое Средневековье
Романский стиль
XI - XII века
Слайд 2
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает все романское искусство.
Основными постройками в этот период
становятся храм-крепость и замок-крепость.
Слайд 3
Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их
прочности.
Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые
впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Слайд 4Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и
духовных) феодалов, церкви и монастыри.
В стихийно возникших городах архитектура
лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными.
Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн.
Слайд 5Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой
или у моря, замок служил защитой во время осады и
центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы.
Слайд 6 ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
АРХИТЕКТУРЫ
РОМАНСКОГО СТИЛЯ
Первый общеевропейский стиль, продолжает римские строительные традиции:
облицовка тёсанным камнем,
использование арок и цилиндрических сводов;
все постройки носят оборонительный, крепостной характер:
храм – крепость Бога, замок – крепость феодала,
толстые стены, узкие окна, массивные башни.
Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские – феодала.
оставляет впечатление суровости, монолитности, тяжести, как бы ставит человека на колени.
все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности;
в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё, фрески на библейские сюжеты в сочетании с языческими образами.
Слайд 7Эволюция рыцарского замка
1 - IX век
2 - нормандский замок
XI
века с пешеходным мостом на главную башню
3 – тип башни
замка из кирпича, Х век
4 – англо-романский замок, конец ХI века
5 – замок на острове, XIII – XIV века
Слайд 8Замок Шато-Гайар на Сене
(XII в.)
Построен английским королём Ричардом
Львиное
Сердце в 1196—1198 гг.
Слайд 9Аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль
Слайд 10город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII в.)
Слайд 11Характеристика стиля
1. Здание тщательно вписывалось в окружающую природу, выглядело прочным
и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами
окон и ступенчато-углубленными порталами
Слайд 12 2. Главным элементом композиции монастыря или замка становится
башня — донжон.
Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых
геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Донжо́н (фр. donjon) — главная башня в европейских феодальных замках.
Слайд 13Собор в Вормсе
В центре архитектурной композиции высится массивная башня.
Узкие, высокие башни с шатровыми вершинами сторожат храм с восточной и западной стороны.
Слайд 143. Из других характерных признаков можно отметить толстые стены, прорезанные
маленькими окнами.
Слайд 15ПОРТАЛ- вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно
уменьшающимися полуарками.
Порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую
функцию.
Сцена Страшного суда на тимпане
Слайд 16
Свод - тип перекрытия которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью.
Единственную
опору для свода архитектура находит в стене.
4. Важнейшим признаком
романской архитектуры является наличие каменного свода.
Слайд 17Арка — криволинейное перекрытие проёма в стене или пролета
между двумя опорами (колоннами, устоями моста).
Слайд 18НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро. Нервюры образуют каркас,
несущий основную нагрузку тяжёлого свода.
Слайд 19РОМАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ –
верхняя часть колонны с резьбой растительно-орнаментального стиля.
Слайд 21Атриум –
внутренний двор, окружённый аркадами,
пристройка к храму.
Слайд 22Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь
КАПЕЛЛА - домашняя церковь в католической
и английской архитектуре
Слайд 23ИНТЕРЬЕР - внутреннее пространство здания, помещения его устройство, убранство.
Характерные
черты романского стиля:
Огромная высота интерьеров.
В украшении интерьера большое место
принадлежит живописи- фрескам и витражам.
Слайд 24ФРЕСКА - картина, написанная водяными красками по свежей штукатурке.
Слайд 25Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных
витражей сделаны в X веке.
Слайд 26Каталонская фреска.
Роспись крипта базилики Святого Исидора в Леоне, Испания.
Слайд 27ВИТРАЖ - картина или узор из цветного стекла
Слайд 29СКУЛЬПТУРА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА
Важнейшая примета романской скульптуры – условность. Смысл произведения
не в реалистическом сходстве, а в передачи сути явления.
Почему ранее
христианство не поощряло создание круглых скульптур?
Слайд 30Основной темой романской скульптуры было прославление Бога.
Слайд 31В каменных украшениях часто уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие
видения с темами нерелигиозного содержания, где действующие лица – крестьяне,
жонглёры, акробаты, а также образы народной фантастики: полузвериные маски, лики с гримасами.
Слайд 32Тема добра и зла, выражена в аллегорических образах сражающихся добродетелей
и пороков.
Слайд 34Внутреннее убранство,
мебель романского замка