Москве во время работы XI конференции Международного совета музеев был
утвержден День музеев, который празднуется 18 мая. В этот день стало традицией открывать специальные выставки, устраивать встречи посетителей с руководителями музеев, организовывать праздничные мероприятия.
Слайд 3 Распоряжением Президента Российской Федерации от 21января 2009
года №34-рп 20010 год объявлен годом Французской республики в Российской
Федерации и годом Российской Федерации во Французской Республике.
Слайд 4Музей –
в переводе с греческого «museion»,
с латинского «museum»
-
храм муз.
Музей – научно – исследовательское, научно- просветительское учреждение, которое комплектует, хранит, изучает, выставляет, популяризирует произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности и сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей. Недаром на древнем вьетнамском языке музеи называли «бао та», что означало «хранилище реликвий»…
Слайд 5Музей – грандиозная памятная книга человечества.
А.В. Луначарский
Мы ходим по залам музеев, восхищаясь бессмертными творениями
великих мастеров искусства и с любопытством рассматривая предметы старого быта. Но, восторгаясь богатством музейных экспонатов, мы редко думаем о тех людях, которые собрали воедино и сохранили то, что теперь составляет национальную гордость страны. Имена многих из них давно забыты или затерялись в грудах архивных бумаг, но продолжает жить их дело, растет племя коллекционеров, благодаря знаниям, любви к искусству и энергии которых сохранены многие памятники культуры и науки. Многие великие и знаменитые люди далекого прошлого были страстными коллекционерами. На основе их коллекций и были созданы всемирно известные музеи, об истории создания которых мы и хотим рассказать в нашем цикле.
Глава I
Франция
Лувр – приют для королей,
дворец для нищих…
Слайд 7Дайте мне музей, и я заполню его.
Пабло Пикассо
Лувр один из самых известных и наиболее посещаемых художественных музеев
в мире. Коллекция Лувра содержит почти 35 000 экспонатов, которые выставляются на 60 000 квадратных метрах (650 000 кв. футов).
Это колоссальный замковый комплекс на строительство и планировку которого ушло ~ 800 лет.
Свое название Лувр получил благодаря огромному количеству волков некогда водившихся здесь: Лувения - «волчье место».
Слайд 8 Король Филипп II Август (1180–1223гг.), приказал построить крепость,
защищавшую подступы к острову Ситэ, где тогда находился центр Парижа.
Карл V (1364–1380) сделал Лувр своей резиденцией, в связи с чем архитектору Р. до Тамплю было поручено переделать и расширить замок.
При ФранцискеI, с 1527, начала осуществляться радикальная перестройка здания внутри и снаружи. Средневековые башни были снесены, а замок приобрел вид ренессансного дворца. Главные работы были осуществлены по проекту и под руководством П. Ляско.
Филипп II Август
Карл V
Франциск I
Слайд 9 В 1563 вдова Генриха II, Екатерина Медичи,
поручила Филиппу Делорму возведение нового дворца. Он стал называться Тюильри,
так как находился на месте бывшего черепичного завода (tuilerie). В 1871 году дворец Тюильри сгорел и больше не восстанавливался.
При Генрихе IV (1589–1610) был составлен генеральный план, в результате осуществления которого общая площадь Лувра увеличилась в 4 раза. Между Лувром и Тюильри в 1608 вдоль берега Сены была возведена галерея (длина 420 м), получившая название Большой галереи. Она стала основой будущего музея, так как предполагалось, что здесь будут размещаться королевские коллекции.
Катерина Медичи
Генрих IV
Слайд 10
Во второй половине 17 в.
в Лувре были предприняты широкомасштабные работы с целью приблизить облик
дворца к архитектуре эпохи барокко. В Париж из Рима был для этого приглашен один из главных создателей этого стиля Л.Бернини. Однако проект, предложенный им, сочли слишком помпезным. Работа была поручена французским архитекторам. К.Перро построил знаменитую восточную колоннаду в стиле классицизм. П.Лескоо (1612–1670) создал ряд интерьеров, в т.ч. зал Августа, предназначенный для размещения королевских коллекций античных статуй, оружия, медалей. После пожара в 1661 Леско заново воссоздал галерею Аполлона, отделку и роспись которой осуществил Ш. Лебрен. По его рисункам были исполнены живописные панно для плафонов, облицовка стен, рельефы, даже замки и ручки – все, вплоть до малейших деталей.
Шарль Лебрен
Джованни Бернини
Слайд 11
С 1674 Людовик XIV
принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были
приостановлены, многие помещения так и остались недостроенными в течение длительного времени.
После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном Бонапартом. И приобрели грандиозный размах. Крупнейшие архитекторы этой эпохи Ш.Персье и П.Фонтен значительно расширили площадь Лувра за счет новых пристроек. В это время была возведена еще одна галерея, параллельная Большой галерее.
И только в 1871 году замок приобрел современный вид.
Наполеон Бонапарт
Людовик XIV
Слайд 12 В связи с тем, что Лувр утратил значение
королевской резиденции, его стали постепенно занимать различные учреждения. Здесь отводились
помещения для мастерских художников и для квартирантов. В Лувре жили мебельщик Буль, знаменитый декоратор Берен, скульптор Жирадон, разместивший в Лувре собственную коллекцию, в которой даже была египетская мумия.
Слайд 13 Идея превращения Лувра в общедоступный музей наук
и искусств, была выдвинута французскими просветителями в середине 18 в.
Художник Гюбер Робер предложил проект перестройки Большой галереи с целью создания в ней верхнего освещения через застекленный потолок (проект был осуществлен в начале 19 в.)
В 1793 часть залов Лувра была преобразована, и музей был открыт для публики. Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир, стала коллекция Франциска I, начатая им в XVI веке.
Франциск I
Слайд 14 С тех пор как Лувр перестал служить одной
из резиденций властей Франции, бывшие административные помещения стали постепенно освобождаться
и передаваться музею. Этот процесс затянулся на долгие годы. Только в 1960–1980-е последние административные учреждения покинули Лувр. К 1980-м в распоряжение музея перешел весь комплекс зданий, включая северное крыло, где до недавнего времени располагалось министерство финансов.
Слайд 15 Новый этап строительных работ наступил в 1980-е,
когда началось осуществление проекта «Большого Лувра», предпринятого по инициативе президента
Ф.Миттерана: перепланировка центра Лувра и устройство нового входа в музей. Проект разработал архитектор Йо Минг Пей.
Он создал большую стеклянную пирамиду, поднявшуюся в центре Двора Наполеона, а вокруг нее три пирамиды поменьше. Рецепт стекла для пирамид был специально разработан в соответствии с новейшими технологиями так, что эта конструкция излучает свет. Между пирамидами расположился треугольный бассейн из темного камня, едва возвышающийся над уровнем земли. Завершается композиция, которую архитектор назвал «ландшафтом», фонтаном.
Франсуа Миттеран
Йо Минг Пей
Слайд 16 В настоящее время вход в музей расположен
в большой пирамиде. В центральную колонну вмонтирован лифт. В главном
вестибюле расположились различные службы музея, билетные кассы, доска объявлений, гардероб и др. По установленным здесь эскалаторам можно подняться в разные залы музея.
Слайд 17 Ядром собрания картин, известного сегодня на весь
мир, стала коллекция Франциска I, начатая им в XVI веке.
Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV. На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.
Людовик XIV
Людовик XIII
Франциск I
Слайд 18 В период наполеоновских войн с подачи первого
директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда
же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока. На протяжении XIX и XX веков коллекция музея была пополнена в результате множества приобретений и даров, в числе последних — коллекция Эдмунда Ротшильда, доставшаяся музею по завещанию последнего.
Доменик Денон
Наполеон
Бонапарт
Эдмонд Ротшильд
Слайд 19 Экспонаты попадали в Лувр различными путями. Одни
из самых известных полотен Лувра — «Джоконда» Леонардо да Винчи
и «Прекрасной садовницы» Рафаэля — принадлежали Франциску I. «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе - была украдена из монастыря в Венеции в 1798 году. «Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI в 1782 г.
Рафаэль
«Прекрасная садовница»
Леонардо да Винчи
«Джоконда»
Мурильо
«Маленький нищий»
Паоло Веронезе
«Брак в Кане Галилейской»
Слайд 20 А «Кружевница» Вермера и «Автопортрет c чертополохом»
Дюрера приобретены музеем в 1870 и 1922 годах соответственно. Наконец,
полотно «Христос на Кресте» Эль Греко досталось музею даром, его забрали из здания суда в Prades (Восточные Пиренеи) в 1908 году.
Ян Вермеер
«Кружевница»
Альбрехт Дюрер
«Автопортрет с чертополохом»
Эль Греко
«Христос на кресте и два донатора»
Слайд 21 Самые известные скульптуры музея — Венера Милосская,
найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции
у турецкого правительства, и Ника Самофракийская, найденная по частям в 1863 году на острове Самотраки Шарлем Шампуазо, археологом и вице-консулом Франции в Андринопле.
Венера Милосская
Ника Самофракийская
Слайд 22В общей сложности, шестнадцать королей и двадцать архитекторов строили, достраивали,
перестраивали и украшали Лувр. В начале 1990-х годов бывшая резиденция
французских королей и всемирно известный музей переживал самую большую перестройку — генеральную реконструкцию всего комплекса зданий.
В результате на главном здании полностью была заменена крыша. Новая крыша — это один из самых принципиально важных пунктов грандиозного реставрационного плана — обеспечить доступ в здание значительно больше света, чем теперь, «небесного света», как подчеркивают французские реставраторы. Это особенно важно для восприятия самых тонких оттенков живописи и пластических
Слайд 23
Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций,
культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из
которых только 35 000 выставляются в залах. Многие экспонаты содержатся в хранилищах, поскольку не могут быть показаны посетителям более трёх месяцев подряд из соображений сохранности.
Слайд 24 Как и в большинстве музеев мира, луврская
экспозиция строится по хронологическому принципу и национальным школам. Однако эти
правила соблюдаются далеко не всегда. Иногда отступления диктуются характером помещения, необходимостью отдельного показа работ большого и малого размера, но бывают случаи, когда в таком разделении нет, казалось бы, никаких оснований.
В Лувре шесть отделов: живописи и рисунка, египетских древностей, Древнего Востока, Греции и Рима, скульптуры (от средних веков до XIX века) и прикладного искусства. Коллекции расположены в первом, втором и частично третьем этажах вокруг Квадратного двора и в галереях и кабинетах вдоль Сены. Скульптура находится преимущественно в первом этаже, живопись и прикладное искусство - во втором и третьем.
Слайд 26Зал, посвященный убранству храма. Колосс Сети II из Карнака, голова
колосса
Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан
Слайд 27
Сфинкс Снофру (?), узурпированный Аменемхетом II.
Гранит. IV-XII династии. Из
Таниса
Слайд 28
Ж. Л. Давид
«Клятва горациев»
1784г.
Слайд 29
Рельеф из гробницы Сети I с изображением царя перед богиней
Хатхор. XIX династия
Слайд 30
К. Массейс
«Меняла с женой»
1514г.
Слайд 31
Пектораль с именами Рамсеса II из Серапеума. Кость, золото, инкрустации.
XIX династия
Слайд 32
Ж. А. Ватто
«Жиль» («Пьеро»)
1721г.
Слайд 33
Экспозиция зала скульптуры Среднего царства. Статуя царицы Урет. Гранит. XII
династия
Слайд 35
Зал, посвященный убранству храма. Колосс Сети II из Карнака, голова
колосса
Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан
Слайд 36
Э. Делакруа
«Свобода, ведущая народ»
(«Свобода на баррикадах»)
1830 – 1831гг.
Слайд 38
Ж. де Латур
«Мария Магдалина»
1634 – 1635гг.
Слайд 42
Леонардо да Винчи
«Мадонна в гроте»
Слайд 44
Дж. Беллини
«Портрет молодого мужчины»
1502г.