Слайд 1РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ МХК
МОБУ НОВОБУРЕЙСКОЙ СОШ № 3
РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ
АНАТОЛЬЕВНА
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ ПРОГРАММЫ РАПАЦКОЙ Л.А. «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПРОГРАММЫ
КУРСА. 10-11 КЛ. – М.: ВЛАДОС, 2010Г.
2015 ГОД
ПЕРВЫЕ ХУДОЖНИКИ
ЗЕМЛИ
Амурская область, Бурейский р-он.
Слайд 2ЦЕЛИ:
Формирование представлений о понятии «первобытная культура».
Расширение лексики учащихся в пределах
темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.
Развитие навыка самостоятельной работы со
справочной литературой
Слайд 3Периоды истории человечества и его культуры:
Каменный век – 40-4 тыс.
лет до н.э.
В нем три этапа:
Палеолит 40-12тыс. лет до н.э.
Мезолит
– 12-8 тыс. лет до н.э.
Неолит – 10-4 тыс. лет до н.э.
Слайд 4 Изобразительное искусство возникло ещё в глубокой древности. Люди научились
изображать окружающий их мир раньше, чем научились писать. Человек в
те далёкие времена жил охотой, поэтому животный мир интересовал его больше всего. Он видел огромных бизонов, оленей, мамонтов, медведей и покрывал их изображениями стены своего жилища, придавая магическое значение этим рисункам. Рисунки в пещерах сделаны охрой и углём – красками, которые уже в те времена люди научились находить в земле.
Шли века, одна эпоха сменяла другую. Менялись условия жизни, общественный строй, менялось искусство.
Слайд 5
Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога – любителя
Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира
(Испания)
25 цветных
изображений
Слайд 6
Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах
на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а так
же на Южном Урале в России
Слайд 8Оттиск человеческой руки.
Палеолит. Пещера Пеш-Мерль, Франция
Слайд 9Наскальная живопись.
Культура Тольденсе. Патагония
Слайд 10Бизон. Палеолит.
Пещера Альтамира, Испания
Слайд 11«Макаронный» фриз на потолке пещеры Альтамира. Прорисовка
Слайд 12Зубры. Палеолит.
Композиция в пещере Ласко, Франция
Здесь не просто отношение к
зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение
к нему как к покровителю племени.
Слайд 13Сражающиеся лучники.
Неолит. Кастильон, Испания
Слайд 14Бизон.
Пещера Альтамира, Сантандер, Испания
Слайд 16Изображения животных
на стенах пещеры Альтамиры
Слайд 17Лошади.
Пещера Пеш-Мерль, По, Франция
Слайд 18Фигуры животных одного вида,
следующих в одном направлении
Первый художник не
знаком с перспективой, в их рисунках не соблюдены пропорции между
величиной отдельных животных.
Слайд 19«Прыгающая корова» и «пони».
Пещера Ласко
Слайд 20Охота.
Наскальный рисунок из Джаббарена, Алжир
Слайд 21
Скульптура
Статуэтки – от стран Западной Европы до Байкала
Слайд 22Палеолитические «венеры» - хранительницы очага.
Женские фигурки из камня и кости,
безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества, были очень
широко распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Почти безусловно они отражали возрождающую к печной жизни материнскую утробу земли. Вестоницкие «венеры» особенно интересны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории человечества образцы терракоты (25 500 лот назад).
Палеолитические «венеры» Ориньякского времени:
а) из Виллендорфа, Австрия. Высота 11 см. Известняк;
б) из Сапиньяно, Италия. Высота 22,5 см. Серпентин;
в) из Леспюжю, Франция. Высота 14,7 см. Кость мамонта;
г) из Дольних Вестониц, Чехия. Терракота
Слайд 23
Архитектура
В эпоху неолита возникли сложные сооружения, не имеющих бытового
назначения. Религиозные представления и верования первобытных людей
Слайд 24С чего начиналась история архитектуры?
Первые сооружения архитектуры – мегалиты (греч.
–большой камень) – носили культовый характер.
Различаются три вида мегалитов:
дольмены;
менгиры;
кромлехи.
Слайд 25
Менгиры — это первобытные сооружения из камней крупного размера, вертикально
вкопанные в землю. Их высота от 1 до 20 метров.
В бронзовом веке имели культовое значение. Для совершения обрядов на месте памяти предков.
Слайд 26Менгиры из Карнака. Бретань. Франция
Слайд 27Менгиры из Карнака. Бретань. Франция
Слайд 28Менгиры из Карнака. Бретань. Франция
Слайд 29Менгиры. Неолит. Бретань, Франция
Слайд 30
Дольмены - это сооружения из 5 каменных плит с круглым
отверстием в передней плите, наподобие скворечника, но установленные на земле.
Место
пребывания души умершего предка.
Круглое отверстие – для общения души с окружающим миром.
Слайд 34
Кромлехи — это ряды небольших камней, чаще поставленных в круг,
но иногда и прямоугольником, причем совершенно не очевидно, что те
и другие имели одинаковое назначение.
До сих пор никто не дал этим сооружениям достойного объяснения. Ясно одно: они окружают некое место, можно предположить, что именно это место было самым важным, именно ради него строился памятник.
Слайд 35Кромлех Стоунхендж. Солсбери, Великобритания
ритуальные церемонии и погребение?
устрашающий символ власти
жрецов?
астронамическая обсерватория?
Существует версия, что круговые объекты, такие как Стоунхенж, применялись
как обсерватории. Для сооружения Стоунхенжа камни были привезены со всей Англии, поэтому сооружение наверняка должно было выполнять какую — то определенную энергетическую цель, поэтому не все камешки подходили для строителей.
Слайд 36Повторение:
Расскажите об особенностях живописи, графики и скульптуры эпохи первобытности. Насколько
правомерно утверждение ученых о «реализме» изобразительного искусства этого периода?
Какие крупнейшие
центры первобытной культуры на территории нашей страны и стран Европы вы могли бы назвать?
Расскажите об основных архитектурных сооружениях первобытной эпохи. С чем связано их происхождение?
Слайд 37Творческая мастерская
Используя дополнительную литературу, создайте буклет «Первые художники земли».
Подготовьте презентацию
«Крупнейшие
центры первобытной культуры»
«История возникновения архитектуры»
«Музыкальное и театральное искусство первобытного человека»
Крупнейшие
центры первобытной культуры на территории России и стран Европы