Слайд 1Урок по изобразительному искусству
в 5 классе:
«Принадлежность человека к
различным слоям общества»
Учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ № 591 Невского
района
Санкт-Петербурга:
Остова Тамара Анатольевна
Слайд 2Костюм 17 века был необычайно пышным, с огромным количеством украшений.
Он гармонировал с парадными интерьерами дворца и был с ним
един по стилю.
Слайд 3Французский король Людовик XIV - монарх с неограниченной властью стремился
выставить напоказ роскошь и пышность своих нарядов. (Демонстрация иллюстрации Король
Людовик XIV).
Слайд 4Костюм украшали алмазы, цветные камни, золото и серебро. Роскошь должна
была говорить о процветании государства и поднимать его престиж среди
других европейских государств. Одежду из парчи, отделанную золотом, носили только король и члены его семьи.
Слайд 5Посмотрите, как выглядит костюм короля. Пышные рукава его белоснежной рубашки
украшены кружевными манжетами, цветными бантами. На ногах шёлковые чулки и
изящной формы туфли с крупным бантом – бабочкой. Дополняли костюм короля роскошный парик и широкополая шляпа с огромными страусовыми перьями.
Слайд 6Обшивать драгоценным позументом швы на рукаве, плече имели право лишь
члены королевской семьи. Только король мог находиться в помещении в
шляпе, остальные мужчины её снимали.
Слайд 7Мужской костюм.
Французские аристократы стремились подражать в одежде королю. Они носили
жюстокор, что означает «точно по телу». Он состоял из камзола,
кафтана, кушака, который сбоку завязывался на бант. Надевали эту одежду с позволения короля.
Слайд 8Первоначально это был офицерский мундир, который затем превратился в модную
дворянскую одежду. Жюстокор шили из дорогой ткани, украшали золотым и
серебряным позументом, вышивкой, пуговицами. Украшение одежды дворянина зависело от его социального положения.
Слайд 9 Женский костюм
выглядел очень нарядно, декоративно, форма его держалась
на жёстком каркасе. Платья шились из тяжёлых дорогих тканей: бархата,
парчи, атласа, богато украшались отделкой и выглядели настоящей драгоценностью.
Слайд 10Платье представляло собой узкий лиф с пышными рукавами, украшенными оборками,
широкой верхней юбки, уложенной многочисленными складками, длинного шлейфа сзади, искусно
подобранного с боков разными лентами, шнурами.
Слайд 11Нижняя юбка шилась из ткани другого цвета. Дополнением к костюму
служили изящные бархатные туфельки, длинные кружевные перчатки, которые считались предметом
роскоши, складные веера.
Слайд 12Прелестные женские головки украшали высокие сооружения из цветов, драгоценностей и
густо собранных кружев, которые крепились при помощи каркасов.
Слайд 13В аристократическом обществе не существовало различий между костюмами взрослых и
детей
Слайд 14 Одежда других слоёв общества.
Одежда буржуазии отличалась от аристократических туалетов.
Она была более однообразной, лишённой богатой отделки; шили её из
добротных, дорогих тканей яркой расцветки. Посмотрите, как голландский художник Ян Вермеер изображает представителей буржуазии.
Слайд 15Одежда простых горожанок отличалась по внешнему виду. Они носили одежду
с узким лифом, широкую юбку с фартуком, аккуратный чепчик, белый
отложной воротничок, на ногах туфли из грубой кожи. В одежде преобладали, в основном, тёмные, тусклые, в основном серые цвета.
Слайд 16Одежда крестьянина состояла из рубахи, поверх которой одевали куртку, на
голове – войлочная шляпа. Носили широкие штаны, чулки – гетры
и обувь из толстой кожи.
Л.Ленен. Семейство молочницы. 17 век
Слайд 17В королевских войсках одежда также была разной в зависимости от
родов войск, чина. Командные должности занимали дворяне, поэтому и костюм
их напоминал дворянский. Низшие армейские чины носили куртки, удобные штаны, сапоги – ботфорты, перевязь с подвешенными к ней патронами. Судьи, учёные, профессора, медики, чиновники носили длинные широкие платья, наподобие мантии с широкими рукавами. Их называли « людьми мантии».
Слайд 18Костюм – это знак, символ, указывающий на принадлежность человека к
определенному сословию или группе людей в обществе.
Слайд 19Используемые ресурсы
Учебник 5 класса по изобразительному искусству «Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека». Н.А.Горяева, О.В.Островская. Под редакцией Б.М.Неменского