Разделы презентаций


Презентация к уроку МХК "Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики"

Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО КЛАССИКИ
Куросы и коры.
Поликлет.

Дорифор. Фидий.
Торс богини.
Скопас. Менада.

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО КЛАССИКИКуросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий.Торс богини.Скопас. Менада.

Слайд 2 Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм

греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная,

жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.
в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.
Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре.

Слайд 3Статуя куроса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец

силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на

стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.
Статуя куроса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал

Слайд 4Юное тело куроса из Аттики (530 г. до н.э.) с

широкими плечами и тонкой талией сияет здоровьем. Его мощная грудь,

поджарый живот, крепкие ноги и руки полны жизненной силы. В то же время поза- и не движение, и не покой – весьма условна. А лицо, овеянное блаженной, «архаической» улыбкой, которую нельзя назвать ни весёлой, ни грустной, выражает состояние ничем не смущаемого духа. Неслучайно для греков тезис «В здоровом теле – здоровый дух» являлся постулатом, ибо они мыслили дух гарантом хорошей физической формы. Именно в куросах скульпторы воплотили идею единства холодного совершенства формы и жизненной правды, достигнув исключительной целостности образа, свойственной греческому искусству.
Юное тело куроса из Аттики (530 г. до н.э.) с широкими плечами и тонкой талией сияет здоровьем.

Слайд 5Подстать куросам безмятежные коры – юные девушки, задрапированные в длинную

одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой.

Они охраняли вход

в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.

Подстать куросам безмятежные коры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической»

Слайд 6КОРА В ПЕПЛОСЕ. 530 Г. ДО Н.Э. Музей акрополя. Афины.
Сравнивая

кору в пеплосе и высокую мраморную кору, можно легко в

этом убедиться.

Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного материала скрывает её плечи, и весь наряд даёт ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без того пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гамма в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелёными.

КОРА В ПЕПЛОСЕ. 530 Г. ДО Н.Э. Музей акрополя. Афины.Сравнивая кору в пеплосе и высокую мраморную кору,

Слайд 7Высокая мраморная кора. 520 г. до н.э. музей акрополя. Афины.
Совершенно

иной типаж – высокая мраморная кора в роскошном, прихотливо задрапированном

коротком плаще, сохранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зелёной каймой по краю. Весь это каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры говорят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, чёрные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют её внешнему облику игривость и легкомыслие.
Высокая мраморная кора. 520 г. до н.э. музей акрополя. Афины.Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в

Слайд 8 Коры практически всегда изображались стоящими во весь

рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами

— редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены. Одеяния кор составляли как ионический хитон, так и более плотный пеплос (большинство аттических статуй). Иногда пеплос надевался поверх хитона. Скульпторы находили большое наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле, а также создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх него красками.

Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед

Слайд 9Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельного

реализма и ощущения скрытого движения в состоянии покоя достиг Поликлет

(вторая половина V в. до н.э.), преодолев архаическую манеру распределять массу тела статуи равномерно на обе ноги. Он воспроизвел естественную спонтанную позу человека и осязаемую, трепетную форму его тела. Приемы Поликлета со всей очевидностью просматриваются в статуе Дорифора (Копьеносца).
Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельного реализма и ощущения скрытого движения в состоянии

Слайд 10Во-первых, это хиазм – поза, при которой перенос тяжести тела

на правую ногу влечёт за собой определенные соотношения: правому поднятому

бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру –правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Во-вторых, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и чёткие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бёдрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров.
Во-первых, это хиазм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую ногу влечёт за собой определенные

Слайд 11 В то же время разработанный Поликлетом геометрический

канон стал причиной внешней бесстрастности его героев, соответствующий призыву, который

прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар:
«Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».

Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.

В то же время разработанный Поликлетом геометрический канон стал причиной внешней бесстрастности его героев,

Слайд 12 Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали

статуи Фидия, украсившие фронтоны Парфенона. Даже в своём нынешнем состоянии

без рук и голов они сохраняют внутреннюю силу и пластическое единство с объемом храма. Характерным выражением этой силы и законченности служит торс богини с западного фронтона (438 г. до н.э.), в котором органично слились присущая Парфенону мощь и устремленность ввысь.
Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали статуи Фидия, украсившие фронтоны Парфенона. Даже в

Слайд 13Поза богини, её широкий шаг указывают на движение вперёд, которое

подчёркивается благодаря ритму складок одежды. Прихотливо клубящаяся ткань на груди,

животе, правой ноге словно прибита к телу потоком воздуха. Некоторая условность в распределении складок по фигуре – при естественном порыве ветра они распределялись бы иначе – порождает ощущение лёгкости ткани, не стесняющей движения. А более динамичное, нежели движение тела, движение драпировок как бы срывает фигуру с её каменного основания, и создаётся впечатление, что она стремительно преодолевает шквал ветра. Кажется, что каждая часть фигуры исполнена того же порыва, что и фигура в целом.
Поза богини, её широкий шаг указывают на движение вперёд, которое подчёркивается благодаря ритму складок одежды. Прихотливо клубящаяся

Слайд 14 Упадок городов-государств во второй четверти V в.

до н.э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ

героя с его простым, ясным, гармоничным восприятием бытия.
Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность греков. Трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нового лика красоты, исполненного динамизма и внутреннего накала.
Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н.э. вызвал размывание той почвы, на

Слайд 15Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина

Диониса Менаду (IV в. В до н.э.) в момент принесения

жертвы. Скопас выбирает тип лица, далёкий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта.
Чтобы изобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приёмы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор. Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжёлой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Во-вторых, новое соотношение ткани и плоти – здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела», - обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.
Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду (IV в. В до н.э.)

Слайд 16ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чём, на ваш взгляд, состоит прелесть

архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа?
2. Как

скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней, высокой, поздней классики?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. В чём, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика