Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема. Города русской земли
4 класс
Урок 11
Автор: Сидоренкова Любовь
Григорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь
Слайд 2Тема. Города Русской земли
Цели: пояснить тему урока; повторить виды деятельности
по изготовлению макета; познакомить со структурой русского города; выяснить на
значение каждой части города; познакомить с терминами «кремль», «торг», «посад».
Вид деятельности: рисование
Планируемые результаты: школьники познакомятся с устройством старинного русского города и его структурой; узнают о связи местоположения города с рельефом; приобретут знании об образах жителей древнерусских городов.
Оборудование: альбом, краски.
Ключевые слова и понятия: рельеф, структура города, части города и их функции.
Слайд 3 Повторение пройденного материала
Какие части древнерусского города вы рисовали
на прошлом уроке?
Перечислите составные части древнерусского храма.
С какими образами у
храмов имеется сходство?
Слайд 4Беседа по теме урока
Город, обнесенный крепостной стеной:
Дом князя, дома
для его армии — дружины, дома знатных и богатых людей
— бояр, дома торговцев - купцов, место торговли — рынок, дома и лавки ремесленников, главный собор и соборная площадь.
Такое городское ядро, с которого начинался каждый русский Город, назывался «кремль».
Слайд 5Беседа по теме урока
Вам знакомо это слово? Наверное, вы все
знаете, что существует Московский Кремль.
Начинается земля,
Как известно, от Кремля.
Н.Кончаловская
Но такие
центральные части существуют и в целом ряде других городов — в Новгороде и Пскове, Казани и Владимире.
Все эти города начинали строить с того, что в них сначала возводили оборонительный вал, внутри которого уже строили дома для жилья, храмы и усадьбы.
Слайд 6Беседа по теме урока
Кремль (или кром, детинец) — центральная укрепленная
части города, его ядро.
Торг — большая рыночная площадь, место народных
собраний
Посад — поселения ремесленников (кузнецов, гончаров, тка чей, хлебопеков, пушкарей).
Слайд 7Беседа по теме урока
В большом количестве названий улиц Москвы сохранились
указания о том, какие мастера селились в той или другой
части города. Например, в Москве есть целый район, который называется Таганка. Это Таганская площадь и прилегающие к ней улицы В старину словом «таганы» называли большие чугунные сковородки. А в этом месте, раньше называвшемся Таганская слобода, жили мастера, которые были большими искусниками по части изготовления таких сковородок.
Слайд 8Беседа по теме урока
Столовый переулок — мастера, которые делали столы.
Ножовый
переулок — мастера, которые изготавливали ножи
Кузнецкий Мост — кузнецы.
Пушкарская улица
— пушкари-оружейники.
Хлебный переулок — мастера-хлебопеки.
Поварская улица — повара.
Слайд 9Физминутка
Только в лес мы все зашли,
(Ходьба на месте.)
Появились комары.
(Размахивают руками
над головой.)
Руки вверх над головой.
(Хлопают руками над головой.)
Руки вниз —
хлопок другой.
(Хлопают руками внизу.)
Руки влево, руки вправо,
(Машут руками в стороны.)
Комары летят упрямо.
(Отгоняют комаров руками.)
Только мы их разогнали И нисколько не устали.
(Руки вверх, глубокие вдохи.)
Слайд 10Самостоятельная работа
Представь, будто ты смотришь на город издалека или сверху.
Тебе
будет виден сразу весь город. И как он стоит на
стрелке реки и как расположился его кремль с башнями и соборами. К городским воротам тянутся дороги из сел, по дорогам рекам приплыли к пристани корабли. И внутри, за стенами крепости разросся посад.
Слайд 14Рефлексия
Из каких частей состояли древние русские города?
Где чаще всего
строили города?
Какое назначение имела часть под названием «кремль»?
Какое назначение имела
часть под названием «торг»?
Каково было устройство монастырей?
В древности у людей не было часов. Как они определяли время? (По колокольному звону в храмах.)
Какими профессиями владели люди, селившиеся в рабочих слободах — посадах?
Можно ли по одежде определить, чем занимается горожанин, его профессию?
Каким приемом вы изображали природные ландшафты? (Рисованием.)
Слайд 15Сочинение синквейна
Творческий момент
Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Кремль».