Слайд 1Римский
скульптурный
портрет.
Слайд 2Содержание:
Скульптурный портрет
Брут Капитолийский
Октавиан Август
Император Марк Аврелий
Император Каракалла
Авл Метел
Сириянка
Слайд 3Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной,
Не город Рим живёт
среди веков,
А место человека во вселенной.
О.Э. Мандельштам
Слайд 4Скульптурный портрет
Скульптурный портрет – это одно из главных
завоеваний римской художественной культуры. Оно точно передаёт портретное сходство и
сложность соотношения между физическим и духовным миром человека. История создания скульптурного портрета восходит к древнейшему обычаю этрусков : снимать восковую или гипсовую маску с лица умершего и хранить её в специальных нишах и шкафах. Позднее эти маски стали заменяться скульптурным портретом из местного камня, а затем из мрамора.
Слайд 5Брут Капитолийский
В III веке до н.э. был создан
один из лучших скульптурных памятников – так называемый «Брут Капитолийский».
Именно он стал для римских граждан образцом истинного римляна.
Перед нами некрасивый и уже немолодой человек. Небритые щеки, тонкий и горбатый нос, нависшие густые брови, пряди заметно редеющих волос, глубокие складки, оттеняющие рот, плотно сжатые губы – все эти детали призваны с максимальной точностью передать портретное сходство.
Слайд 6Октавиан Август
В статуе Октавиана Августа из Прима Порта
удачно сочетается не только индивидуальные, но и обобщенно – идеализированные
черты римского императора. Гордая величественная поза, ораторский жест правой руки, словно обращенный к легионерам, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, плащ, эффектно перекинутый через руку, держащую копьё или жезл,- все призвано подчеркнуть монументальность и значительность образа.
Слайд 7
Марк Аврелий
В самом центре Рима, на одной из
его главных площадей возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия
(121-180гг.), провозгласившего отрешение от всех земных благ ради величества и славы отечества.
В скульптурном произведении запечатлен образ философа и мыслителя, общественного деятеля и оратора. Марк Аврелий в простой одежде, без каких – либо императорских отличий и знаков, восседает на коне. Спокойным и величественным жестом он приветствует толпу подданных. Его красивое и мужественное лицо, обрамленное густыми вьющимися волосами и длинной бородой, плотно сжатые губы свидетельствуют о сильном волевом характере, способности подчинять своей власти окружающих.
Слайд 8Император Каракалла
Подчеркнутым драматизмом отмечен портрет Каракаллы (186 –
217 гг.), одного из самых злобных и жестоких императоров. Его
голова дано в резком повороте. Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья , массивный подбородок – все говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере императора. Именно таким он запечатлён и в описаниях историков своего времени.
Слайд 9Авл Метел
Авл Метел – его скульптурный портрет был
выполнен из бронзы. Мастер реалистически изобразил оратора в простой, но
эффектной позе. Его ноги слегка расставлены, властный жест руки призывает к вниманию и тишине, на плечи небрежно наброшена тога. У него немолодое и некрасивое, изборожденное морщинами лицо, некогда инкрустированные цветным стеклом глаза выглядели живыми и выразительными. Перед нами свободный римлянин, сдержанный и деловой человек, исполненный чувства собственного достоинства, образ которого не нуждается в какой – либо идеализации.
Слайд 10Сириянка
Не менее выразителен реалистический портрет молодой женщины, так
называемой «Сириянки», выполненной из мрамора. Тонкое продолговатое лицо с неправильными
и даже некрасивыми чертами лица по – своему трогательно и привлекательно. Выражение нё лица немного грустное и задумчивое, на губах едва заметная улыбка с лёгким оттенком иронии. Сложная красивая причёска с большим узлом волос кажется слишком тяжелой для ее маленькой головы. Несомненно, перед нами портрет молодой женщины, принадлежавшей к высшим кругам провинциальной знати. В нем мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини.