Слайд 1Стили и направления зарубежного изобразительного искусства
Слайд 2
Фовизм
Течение во французской живописи начала XX в., для которого характерно
предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных окрашенных плоскостей, заключённых
в обобщённый контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Слайд 3
Матисс Анри
выдающийся французский живописец (1869 - 1954)
Родился в Като Камбрези.
Собственная живописная манера художника сложилась примерно к 1908-1909. Гармония цветовых
сочетаний, считал художник, должна помогать человеку, уставшему, изнуренному сложным потоком мыслей. Своеобразие его искусства заключено прежде всего в том, что он передавал лишь свои впечатления от предметных форм. Музыкальный волнообразный ритм линий в рисунках Матисса рождает ощущение легкого движения и покоя, царящего в жизни.
Матисс всегда стремился к декоративной обобщенности цвета, сближающей его панно с настенными росписями: "Красная комната" (1908), "Семейный портрет" (1911).
Творчество Матисса более позднего времени (1930-е годы) характеризуется, с одной стороны, дальнейшим упрощением форм - фигуры порой превращаются в затейливый орнамент (росписи Института Барнеса на тему танца в Мерионе под Филадельфией. США). С другой стороны, поэзия человеческого тела в его черно-белых рисунках и офортах находит полное художественное воплощение ("Урок музыки", 1917; "Одалиска в кресле", 1922). Он отказывается от внешней монументализации форм и переходит к утонченному раскрытию сложных взаимоотношений цвета ("Ветка сливового дерева", 1948), к подчинению цвета - свету ("Розовая скатерть", 1925).
Слайд 4
Золотые рыбки
Матисс А. Франция 1912 Россия, Москва, ГМИИ им. А.С.
Пушкина
Картина была написана художником в его мастерской в Исси-ле-Мулино под
Парижем, где ее и приобрел С.И.Щукин. Матисс неоднократно обращался к данному мотиву, но среди всех его картин с плещущимися рыбами данная композиция является лучшей. Исключив светотеневую моделировку и усилив декоративную роль цвета, художник подчеркивает общий декоративный эффект композиции, плоскостной, как ковер. Особую остроту композиционному построению полотна придают использованные Матиссом законы обратной перспективы, что говорит об изучении художником средневековой живописи, персидских миниатюр и увиденных в России, где он побывал в 1911 году, древнерусских икон и фресок.
Слайд 5
Кубизм
Модернистское течение в изобразительном искусстве, возникшее во Франции в первой
четверти XX века. Выдвинул на первый план конструирование объёмной формы
на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.
Слайд 6
Пикассо Пабло великий испанский живописец (1881 - 1973)
Настоящее имя -
Пабло Руис-и-Пикассо. Родился в Малаге в семье преподавателя живописи. В
десятилетнем возрасте уже работал как художник. В 1900 он приехал в Париж, с которым связана его деятельность как художника. В ранних работах "голубого" (1901-1904) и "розового" периодов (1905-1906), названных так по превалирующей гамме красок, создал такие известные произведения, как "Голова женщины" (1903), "Нищий старик с мальчиком" (1903), "Девочка на шаре" (1905).
Последующие этапы творчества художника представляют собой череду сменявших друг друга, а иногда и существующих параллельно стилистических увлечений. В 1907 картина "Авиньонские девушки" открыла новое направление в искусстве - кубизм.
Неоклассические тенденции нашли отражение в графических произведениях Пикассо, особенно в офортах. Они навеяны античностью. Таковы и рисунки к "Метаморфозам" Овидия (1930) и "Лисистрата" Аристофана (1934).
В 1936-1939 художник жил в Испании, принимая участие в деятельности боровшегося против фашизма Народного фронта. Мрачные, трагические настроения предвоенного времени нашли завершение в острополитических произведениях, направленных против фашизма: серия рисунков "Мечты и ложь генерала Франке" (1937), грандиозная трагическая композиция "Герника", создавал также металлические скульптуры, иллюстрации к книгам и панно.
Во время Второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления. А после ее окончания вступил в Компартию. С 1946 жил в основном на юге Франции, где кроме занятий живописью экспериментировал с керамикой, скульптурой, балетными декорациями. В 1949 создал "Голубя мира" - ставшего символом международного антивоенного движения.
В 1950-е художник вернулся к теме античности как своеобразной мечте человечества о счастье. Простодушные сценки с фавнами, кентаврами и вакханками заняли большое место в его творчестве.
Нельзя сказать, к какому направлению в искусстве принадлежал этот художник, но нет такого направления, с которым он бы не соприкоснулся.
Слайд 7
Три женщины
Пикассо П. Испания 1908
Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Одна из самых
значительных кубистических картин, к которой было создано около 70 эскизов.
Пикассо осмысляет традиционный в европейском искусстве мотив трех граций. Вся группа напоминает кристалл, в структуре которого уравновешиваются движение и статика. Господство пластического начала подчеркнуто решительным преобладанием красновато-коричневых тонов, сдерживающих своей материальностью тот порыв, что заложен внутри композиции.
Слайд 8
Портрет Амбруаза Воллара
Пикассо П.Франция 1909 - 1910
Россия, Москва, ГМИИ им.
А.С. Пушкина
Подлинный шедевр кубизма. Картина предстает перед зрителем как дробный
узор мелких геометрических элементов, однообразно серого, дымчатого цвета. Из них состоит и фон и сам портрет, которые представляют единую материю. Сквозь эту кристаллическую структуру по мере приближения проглядывается изобразительный мотив, выявляются конкретные черты: высокий, мощный лоб, излом нахмуренных бровей, прикрытые веками глаза, плотно сжатые губы. Художник изображает человека, погруженного в собственные мысли, передает состояние хмурой сосредоточенности. Внутреннее состояние дается как бы в процессе развития, "на наших глазах из беспорядочного движения изломов и геометрических плоскостей картины рождается силой интеллекта ясная человеческая мысль". Несмотря на деформацию образа, Воллара безошибочно узнавали в этом портрете.
Слайд 9
Сюрреализм
Модернистское направление в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу
подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации и др.).
Слайд 10
Дали Сальвадор
великий испанский художник, крупнейший представитель сюрреализма
(1904 - 1989)
Родился в
Каталонии в семье известного адвоката. На становление его личности громадное
влияние оказало семейство Пичотов, в доме которых Дали занимался рисунком. В 1918 состоялась его первая выставка в Фегерасе, благосклонно отмеченная критикой.
В первый период творчества (1904-1928) увлекался различными течениями искусства, в том числе импрессионизмом и кубизмом. Часто посещая музей Прадо, изучая шедевры, он создавал кубистические или импрессионистические вариации на темы этих шедевров, как бы примеряясь к различным стилям.
Выставка картин Дали привлекла к себе внимание П. Пикассо. Знакомство с великим художником, сама личность Пикассо сыграли в жизни Дали огромную роль.
Второй период, охватывающий 1928-1947, - период сюрреализма. По предложению известного испанского художника Х. Миро Дали приехал в Париж. Здесь произошла его встреча с Е. Дьяконовой - дочерью московского адвоката, женой поэта П. Элюара. В 1934 Елена стала женой Дали.
Третий, последний, и самый значительный период творчества наступил после возвращения семьи из США (1948-1989). Дали обратился к классическому художественному наследию и стал горячим приверженцем католицизма. В 1949 создал картину "Мадонна Порт-Льигата", которая была преподнесена папе Пию XII. Вершиной духовных исканий Дали стало полотно "Тайная вечеря" (1955. Вашингтон. Национальная галерея). Оно, как и многие другие произведения художника, построено, как зашифрованный текст.
Дали уже при жизни стал классиком. Работал в живописи, гравюре, скульптуре, изготавливал ювелирные украшения. По его эскизам выполнялись украшения, посуда, гобелены и изделия из стекла. Перу Дали также принадлежат серезные труды по искусству и философии.
Слайд 11
Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения
Дали
С. Испания 1943 Швейцария, Лугано. Собрание Тиссен-Борнемица
Творчество испанского живописца Сальвадора
Дали, одного из самых ярких представителей сюрреализма, отмечено безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения. В своих картинах - "Постоянство памяти" (1931), "Пылающий жираф" (1935), "Предчувствие гражданской войны в Испании" (1936), "Осенний каннибализм" (1936), "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" (1944), "Атомная Леда" (1947) и др. - Дали с необычной фантазией соединяет, кажется, несоединимое и создает парадоксальные образы: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и т. п. Дали использует прием "исчезающих образов", которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Помимо живописи Дали изготовляет многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками и т. п.). В 1974 году, вложив все свои средства, Дали построил "Театр-музей Дали", в котором он и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом.
Слайд 12
Постоянство памяти
Дали С. Испания 1931
США, Нью-Йорк, Музей современного искусства
Это произведение
большой впечатляющей силы - один из шедевров Дали. На языке
аллюзий и символов художник обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и муравьев, суетящихся в них, а бессознательную - в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. "Постоянство памяти" изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна.
Слайд 13
Пылающий жираф
Дали С. Испания 1935
Швейцария, Базель, Публичное художественное собрание
Творчество испанского
живописца Сальвадора Дали, одного из самых ярких представителей сюрреализма, отмечено
безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения. В своих картинах - "Постоянство памяти" (1931), "Пылающий жираф" (1935), "Предчувствие гражданской войны в Испании" (1936), "Осенний каннибализм" (1936), "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" (1944), "Атомная Леда" (1947) и др. - Дали с необычной фантазией соединяет, кажется, несоединимое и создает парадоксальные образы: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и т. п. Дали использует прием "исчезающих образов", которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Помимо живописи Дали изготовляет многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками и т. п.). В 1974 году, вложив все свои средства, Дали построил "Театр-музей Дали", в котором он и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом.
Слайд 14
Осенний канибализм
Дали С.
Испания
1936
Великобритания, Лондон. Галерея Тейт