Слайд 1
 Сценография. 
 Леон Николаевич Бакст 
9 класс
Автор презентации 
Учитель
                                                            
                                    
изобразительного искусства 
гимназии №3 г. Мурманска 
 Кропачева И.Ю.
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Леон Николаевич Бакст (Лев Самойлович Розенберг) - российский художник, сценограф,
                                                            
                                    книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из
                                    виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Как мало мы знаем об этом художнике! В советской печати глухо упоминалась фамилия Бакста в связи с журналом «Мир искусства», к которому крепко приклеилось определение «декадентский», то есть упаднический.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Лейб Розенберг родился
10 февраля 1866 года в Гродно (Белоруссия) 
в
                                                            
                                    
религиозной еврейской семье. 
Его отец делил время между добросовестным изучением
                                    Торы и мелкой коммерцией, которая, однако, не приносила большого достатка.
Его дед, парижский портной эпохи Второй Империи, был отмечен царем во время Крымской кампании и получил приглашение стать портным Российской армии и переехать в Петербург. Именно дед привил мальчику интерес к искусству.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Портрет графини Келлер.
После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств,
                                                            
                                    
подрабатывая иллюстрацией книг.
На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст
                                    — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе акварелистов. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5В 1898 году образуется художественное объединение
 «Мир Искусства» 
Бакст становится
                                                            
                                    
его активным участником. 
Он автор символа
 «Мира Искусства» - сидящего
                                    на вершине горы орла. Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала «Мир искусства». Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6«Встреча русских моряков».
Позже он преподавал живопись детям великого князя Владимира,
                                                            
                                    
что в значительной степени улучшило его материальное положение. В 1902
                                    году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Древний ужас
Яростные споры критиков вызвала его картина «Ужин» (1902 г.),
                                                            
                                    
ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное
                                    впечатление на зрителей произвела его картина «Древний ужас» (1906-1908 гг.), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Сценография Бакста
В начале XX века Бакст впервые обратился к сценографии,
                                                            
                                    
оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902 г.) и балет
                                    «Фея кукол» И. Байера (1903 г.) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902 г.) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904 г.) для Александрийского театра, балет «Антигона» по Софоклу (1904 г.) для Иды Рубинштейн. Александр Бенуа писал: «В этой области Бакст с первых шагов занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Эскиз декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна». 1911 г.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Эскиз декорации к первой постановке «Дафниса и Хлои»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Тогда же Бакст познакомился с дочерью П.М. Третьякова Любовью Павловной.
                                                            
                                    Начался роман, потом был переход Леона в православие, свадьба, рождение
                                    сына Андрея, и — развод. После развода, в 1909 году, Бакст демонстративно и скандально порывает с православием и возвращается в иудаизм. На этот скандальный жест власти отреагировали жёстко — выслали его из Санкт-Петербурга как человека еврейской национальности. С тех пор Бакст жил в основном в Париже.
автопортрет
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Эскиз декорации 
к трагедии « Федра», II акт «Покои Федры»,
                                                            
                                    
театр «Ренессанс», Париж
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13В 1907 году вместе с Серовым он совершил поездку в
                                                            
                                    
Грецию, где изучал археологические находки Крито-микенского периода. Бакст открыл для
                                    себя (а потом и для всей Европы), что архаическая Греция — это не белый цвет, который все так популяризировали целые столетия, а буйство красок. Именно тогда определились основы стиля Бакста: архаическая греческая раскованность костюма в сочетании с роскошью Востока.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Русские сезоны
В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к
                                                            
                                    
балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Наряду с А.
                                    Н. Бенуа и М. М. Фокиным он был его ближайшим сотрудником Дягилева, а с 1911 года — художественным директором антрепризы. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г.), 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Кустодиев Б.М. Портрет Л.С.Бакста. 1910г.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16«Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой,
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже —
                                                            
                                    
как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан
                                    Волошин).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Творчество Бакста оказало значительное влияние на сценографическое искусство России и
                                                            
                                    
Франции.
В его творчестве проявилось стремление к изысканности, стилизации. Для лучших
                                    работ художника характерны смелая композиция, яркая красочность, чувство ритма.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 20Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином. 1910
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 22Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету «Елена Спартанская»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Апостол русского модерна. 
После Первой мировой войны Бакст оставил Европу
                                                            
                                    
и переехал работать в Новый Свет, где в частности трудился
                                    для труппы прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и выступал с лекциями. В Россию он уже больше не возвращался, а в Париж приехал, признанный всем миром.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Творческое задание урока - придумать эскиз театрального костюма.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Список использованных источников
1. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. http://enc.vkarp.com/
3. http://www.artcontext.info/