Слайд 1Подготовили ученицы 11 класса «Г»
Тулепкали Акмарал
Карыбаева Айман
ГРАНИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
НИКОЛАЯ
ЗАБОЛОЦКОГО
Слайд 2 Родился в восьми километрах от Казани, где его отец
работал агрономом, а мать — сельской учительницей. Детство прошло в
селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.
В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока, Ахматовой.
книги "Столбцы" с ее язвительным жизнеописанием мещанской среды, с ее
рискованными экспериментами и преувеличением опасностей НЭПа, после поэмы "Торжество земледелия" (1929-30), в которой Заболоцкий, то ли искренне заблуждаясь, то ли не решаясь пойти "против течения", показал коллективизацию как великое благо и как начало новых взаимоотношений между человеком и природой, после неудачных поэм "Безумный волк" (1931) и "Деревья" (1933) начинается этап поэтического развития Заболоцкого, обратившегося к чистым родникам русской классической поэзии - к Пушкину, Тютчеву, Баратынскому.
Слайд 4 Начал Заболоцкий с произведений преимущественно эпического характера - пришел он
к медитативной лирике. По определению А.Квятковского, медитативная лирика - это
"разновидность лирики, философские стихотворения, носящие характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о дружбе, о любви, о природе и т.п.".
Треть созданного Заболоцким связана с размышлениями о природе. У поэта нет чисто пейзажных стихов. Природа для него - начало всех начал, объект поэтического исследования, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе, о человеке.
Слияние с природой - главная мысль в теме природы у Заболоцкого. Стихи именно этой темы (а не его стихи 30-х годов о Кирове, Седове, Мичурине) навсегда остались в поэтическом активе поэта.
Слайд 5
Неслучайно также и то, что "Заметкам о поэзии Николая Заболоцкого"
(в кн. "Становление таланта", 1972) В.Огнев предпослал строки великого грузинского
поэта:
Теперь он понял мир природы,
Ее живые голоса.
И с ним беседовали воды,
И говорили с ним леса.
Слайд 6Николай Заболоцкий, размышляя о бесконечности бытия, о жизни и смерти,
выдвинул необычное предположение: человек - часть природы, а природа -
бессмертна, "трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик" - это голоса людей, превратившихся в травы, воды, камни; реальной смерти нет и не было, есть только превращения, метаморфозы ("Он продолжал отрицать смерть - в обычном понимании этого слова - до конца своих дней", - вспоминает Николай Чуковский)
Слайд 7 В третий, последний, период в поэзии Н.Заболоцкого "тютчевское" начало ощутимо
вытесняется ярко выраженным социальным, некрасовским началом. Поэта все больше тянет
к разгадыванию тайн не природы, а человеческой души и сердца. К последнему этапу творчества Заболоцкого мы с полным правом отнесем его же слова: "Как мир меняется! И как я сам меняюсь!"
"Раньше я был увлечен образами природы, а теперь я постарел и, видимо, поэтому больше любуюсь людьми и присматриваюсь к ним", - написал Заболоцкий Симону Чиковани в 1957 году, имея в виду такие стихотворения, как "О красоте человеческих лиц", "Некрасивая девочка" с ее потрясающим афористическим финалом:
Слайд 8
В течение долгой поэтической жизни Заболоцкий
не написал ни одного интимного стихотворения, и поэтому цикл "Последняя
любовь" нежданно-негаданно обжег читателя безысходной печалью, болью прощания с любовью, принесшей такие мучительные осложнения в личной жизни поэта.
Слайд 9
Вы, должно быть, слышали песню с такими словами:
Зацелована, околдована,
С ветром в поле
когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Слайд 10 В последнее десятилетие своей жизни Заболоцкий активно переводил старых и
современных зарубежных поэтов, поэтов народов СССР. Особенно значителен вклад Заболоцкого
в приобщение русского читателя к богатствам грузинской поэзии, оказавшей на оригинальные стихи переводчика несомненное влияние.
Слайд 11 Заболоцкий был великим тружеником: "Николай Алексеевич работал с утра до
вечера, от зари и до зари" (Б.Слуцкий).
Не позволяй душе
лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Эти строки писал смертельно больной человек!
Слайд 12 14 октября 1958 года второй инфаркт оборвал жизнь Николая Алексеевича
Заболоцкого.
Слайд 13http://prezentacija.biz/
Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех