Слайд 1Урало-сибирская
роспись
Выполнила: Крапивина Людмила Павловна,
преподаватель изобразительного искусства
МКОУ ДОД АГО «Ачитская
ДШИ»
Слайд 2Цель
Задачи
познакомиться с урало-сибирской росписью, её особенностями, композицией и технологией росписи.
Исследовательский
этап –
знакомство с традициями урало - сибирской росписи как
одним из видов народного творчества
на основе исследовательской работы выполнить реферат и мультимедийную презентацию.
Творческий этап-
развивать живописные умения и навыки при создании мотивов росписи
Слайд 3Русское народное искусство необычайно многогранно. Начиная от громадных храмовых построек,
крестьянских изб, мельниц, амбаров и кончая одеждой и всей домашней
утварью.
Слайд 4 Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения
на Урал, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII—XIX
вв.
Освоение новых мест, отсутствие помещичьего землевладения, стремление к лучшей жизни сделали людей более деятельными, сметливыми, переимчивыми.
История
Слайд 5Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали и женщины.
Писали
не только жанровые, бытовые сценки, обычно связанные с обстоятельствами из
жизни хозяев дома, но и исторические сюжеты.
Расписывать начинали с более крупных форм, а затем переходили к мелким. Это помогало организовать композицию по законам равновесия и симметрии.
Слайд 6Урало-сибирская роспись выполняется при помощи масляных красок.
Ее отличие состоит
в том, что роспись совершается без термической обработки, то есть
холодным способом.
Эта роспись проста в технике своего выполнения.
В росписи используется ограниченное количество цветов, которые крайне редко смешиваются.
Слайд 7Композиция в стиле урало-сибирской росписи
Слайд 8В 40х года XIX века широкое распространение получил промысел по
изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и
служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений
Роспись берестяных бураков.
Слайд 9Прялка.
Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению
в народных ремёслах древнейших мотивов. Развитым видом народного искусства на
Урале было создание праздничных обрядовых прялок.
Слайд 10В избах мы нередко видим темно-пурпуровый цвет - символ тяжелой
жизни крестьянина, политой потом и кровью; зеленый - надежды, жизни,
подвига; белый - чистоты, бессмертия; голубой - девственности; светло-желтый, золотистый - славы и царственности.
Из мебели в избе расписывали обеденный стол, посудный шкаф и комод, который стоял в простенке на лавке или на полу, как бы отделяя избу от кухни (середы).
Слайд 11Уральская домовая роспись.
Наряду с утварью на Урале было принято расписывать
жилища. Этот обычай появился с середины XIX века, это объясняется
тем, что до этого периода крестьянские избы топились по-чёрному.
Слайд 12Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа; у комода же, как
правило, разделывались боковые стенки «под мрамор» или «под орех».
Очень
жалко, что в настоящее время, эта красивая традиция росписи дома прекратила своё существование.
Слайд 13Мотивы и цвет в урало-сибирской росписи
Мастера росписи – это творческие
люди. Они почти не применяли трафарет, их живопись пластична; работая
«на глаз» создавали очень свежую, непосредственную, живую картину.
В росписи преобладали цветные тона. Краски делали из местных минералов, принося с собой и растирая их на месте, используя олифу. Поверхности выравнивали, очищали пемзой, шпаклевали или оклеивали тканью, делали грунтовку.
Слайд 14Обеденный стол окрашивался разными цветами, при этом доминировали: красный, синий,
зеленый, светло-коричневый. В центре столешницы на красном фоне изображался зеленый
круг - символ жизни - с желтой окантовкой. Углы столешницы тоже окрашивались в желтые цвета.
Слайд 15цветы, ягоды, фрукты, виноград, травки и веточки. Реже используются фигуры
птиц, животных и человека. Травки и веточки в композиции играют
вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию.
Основные мотивы росписи
Слайд 16Искусство уральских мастеров росписи по дереву не умерло и что
оно находит своих подвижников — преданных народному искусству людей.