Слайд 1
Наука и искусство
Знание научное и знание художественное
.
Слайд 2.
Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие
человечества на всём протяжении его существовоания.
Немецкий поэт ХIХ в. И.В.Гёте
писал, что культуре в равной мере нужны наука и искусство.
Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством.
И учёный, и художник воссоздают мир во имя главной цели – постижения истины, красоты и добра.
Слайд 3.
Людей науки и искусства объединяют мысль и
творчество как историческая память человека.
С. Боим. Ладога – дорога жизни
Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе —отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.
Слайд 4.
Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни
людей.
Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса
и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определённой области творчества.
Слайд 5.
Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг
от друга.
Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ».
Понятия «философ»
и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.
Слайд 6.
И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо
от религии.
Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным».
Художников
и поэтов Китая потомки называли
«мудрецами древности».
Слайд 7.
В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному.
Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его
от других видов
человеческой деятельности.
Слайд 10Знание научное и знание художественное
Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519)
— основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять
столетий восхищает человечество.
Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был ещё и писателем, учёным, изобретателем и анатомом.
Слайд 11.
Его гениальные догадки как учёного, инженера,
конструктора намного
опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воздушной перспективы,
высказал научные предположения об особенностях зрения человека.
Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления
разумного начала в природе.
Слайд 12.
На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно
научное и
художественное творчество.
Слайд 13.
Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела.
Две
наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат.
Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени.
В ХХв. На основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.
Слайд 14.
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки
компаса и плуга :
«Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает
меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».
Слайд 15.
Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных духом,
добродетельных
и талантливых людей. Самый знаменитый портрет —
«Джоконда», или «Мона Лиза».
Портрет произвел ошеломляющее впечатление на
современников художника.
Один из них писал: «Изображение
это давало понять всякому,
кто хотел постичь, насколько
искусство способно
подрожать природе…»
Слайд 16.
В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого
обаяния.
Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, тающей в
холодной дымке.
Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира.
Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта — загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души.
Слайд 17.
Любое научное знание воспринимается всеми одинаково.
Например, закон Архимеда, теорема Пифагора,
законы всемирного тяготения существуют как данность.
В науке каждое новое открытие
может перечеркнуть сложившиеся представления о тех и иных представлениях.
Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская.
Слайд 18.
В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого.
Раскопки археологов
открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий
мастеров древности.
Главной темой искусства во все времена был человек.
Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого.
Слайд 19.
Все искусства рассказывают нам о человеке
Слайд 21Домашнее задание
1.Какие открытия изменили представления человечества о
строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий,
изобретений, изменивших жизнь человека.
2. Что рассказывают о человеке рельефы, выполненные в
разные эпохи? Изменился ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней Греции, средневековой Европы, мастеров эпохи Ренессанса интересны современному человеку?
3. Вспомните народные песни, которые раскрывают многообразие жизненных ситуаций.
Какие образцы народного творчества значимы для современных слушателей и исполнителей?
4.В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца,
скульптора основывается на науке, а в какой на искусстве? Приведите конкретные примеры.