Слайд 1Васнецов Виктор Михайлович
Архитектура и дизайн.
Составитель: Ларионова Г. А., учитель
начальных классов МОУ СОШ № 27, г. Тверь
Слайд 2Самобытен
вклад В. М. Васнецова
в историю
архитектуры и дизайна.
В Русском стиле он видел
не просто предлог
для подражания
старине,
но и почву
для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества,
как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм.
Слайд 3Яркая одаренность художника в области орнаментальной импровизации проявилась
в большинстве
орнаментов, вобравших впечатления Васнецова от древних фресок и мозаик,
от
росписей московских и ярославских церквей.
Именно эта особенность, очевидно, обеспечивала единство художественного впечатления от росписей,
ибо все, писавшие
о Владимирском соборе, отмечали, что стенопись сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое подобно ростово-ярославским фрескам XVII века.
Декоративные орнаменты
для росписи Владимировского собора в Киеве
1885-1896.
Деталь.
Бумага, акварель, золото. 52х15
Слайд 4В. М. Васнецов первый в русском искусстве вышел из рамок
станковой живописи и взялся за решение принципиально новых задач —
создание Русского стиля, охватывающего разные виды искусства, основанного на национальных традициях. Исходя из этой концепции, художник обращается и к архитектуре, живописи, дизайну, театральному искусству. Основа его стиля берётся из русского фольклора, древнерусского искусства, архитектуры, русской образности искусства, и самое главное — его православной духовности. Его таланту было дано развиваться не столько вглубь, сколько вширь, о чем свидетельствует энергия, с которой он осваивал разные области искусства.
Слайд 5В. М. Васнецов принимал участие в разработке военной формы для
солдат нашей страны.
Именно васнецовские буденовки (или как они первоначально
назывались — богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918-1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции.
Такой знаменитый головной убор красноармейцев, как буденовка, просуществовал вплоть до июля 1940 года. В 1940 году появились шапки-ушанки.
Слайд 6Будучи одним из самых деятельных участников Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, Васнецов
всячески способствовал изучению в нем народного творчества и созданию мастерских
по возрождению крестьянских ремесел. Вместе с В. Д. Поленовым он проектировал церковь в Абрамцеве. Благодаря его приёмам стилизации, уже найденным в былинно-сказочных картинах, был создан великолепный проект. Вскоре храм был построен.
Одновременно были сделаны эскизы для внутреннего убранства церкви. Васнецов написал иконы — образ Богоматери и Сергия Радонежского для иконостаса, расписал клиросы.
В Абрамцеве по его рисунку была построена "Избушка на курьих ножках" (1881-83).
Абрамцевская церковь стала жемчужиной, по признанию многих архитекторов и исследователей архитектуры в русском зодчестве.
Слайд 7Абрамцево. Церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882).
Архитектор П.М.Самарин по эскизу В.М.
Васнецова
Слайд 8В.М.Васнецов. Эскиз беседки. 1882.
«Сказочная» избушка-беседка была построена в абрамцевском
парке в 1883 г.
Шура и Вера Мамонтовы
с гувернанткой
у
«Беседки на курьих ножках».
1890-е
Слайд 9Абрамцево. Избушка на курьих ножках.
Слайд 10В дальнейшем Васнецов часто обращался к архитектуре. По его проектам
были построены часовня над могилой Андрея Мамонтова (1892), собственный дом
в третьем Троицком переулке, в духе терема. Интерьеры дома, мебель, предметы были выполнены по эскизам Васнецова в русском стиле. Столы, шкафы, стулья были сделаны в мастерской брата художника, Аркадия, славящегося мастерством столяра и резчика по дереву. Федор Шаляпин писал: «Замечательный был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом».
Слайд 11Дом получился замечательный, действительно сказочный.
На первом этаже располагались 4
жилые комнаты, на втором – большая светлая мастерская.
В 1894
году, хотя дом еще не был окончательно отделан, Виктор Михайлович переехал в свой “теремок” и сразу же перевез туда еще незаконченную картину – “милых своих “Богатырей”. В просторной мастерской В.М. Васнецову хорошо работалось, здесь было написано немало великолепных полотен. В то же время это был открытый дом, куда по вечерам часто приходили друзья хозяина – художники, писатели, артисты: В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, М.А. Врубель, И.Е. Репин, А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин.
Художник давно мечтал о собственном доме, непременно деревянном, с просторной мастерской при нем, где можно было бы жить вместе с семьей и заниматься живописью. Он и место для дома присмотрел – на углу Мещанской улицы и 1-го Троицкого переулка. Получив гонорар за эскизы росписи Владимирского собора в Киеве, Виктор Михайлович в 1891 году приступил к постройке своего дома, который сам и спроектировал. На строительство ушло три года, и все это время художник, по его собственному признанию, был и архитектором, и плотником, и подрядчиком.
Слайд 12Необычный внешний вид этого дома сразу привлекает внимание.
С главного
фасада дом, оштукатуренный и выкрашенный в белый цвет, одноэтажный, тогда
как со двора видно, что в доме два этажа. Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками. Вдоль карниза первого этажа проходит изразцовый поясок, а над калиткой примостился небольшой бревенчатый «теремок» — имитация светлицы древнерусского терема.
Слайд 13Первая из двух комнат, столовая, обставлена весьма скромно. Своеобразный колорит
ее убранству придают бревенчатые стены, точно такие, как в деревенской
избе; точно к ним подобран дощатый сосновый буфет — копия тех, какие встречались на родине Васнецова. Верх этого сооружения украшен резной доской, привезенной из Владимирской области; причудливый орнамент из цветов и листьев с двух сторон поддерживают два сказочных чудовища. Это необыкновенный буфет: одной своей стороной с дверцами выходит в столовую, а другой – как бы задней стенкой, тоже с дверцами, – в прихожую в сторону кухни. Со стороны кухни дверцы открывались, кухарка ставила блюда в буфет, а хозяйка дома вынимала их со «столовой», парадной стороны, и подавала на стол. Центр комнаты занимает обеденный стол, за которым некогда собиралась вся большая семья Васнецова — супруга, Александра Владимировна, четыре сына и дочь Татьяна. Над столом висит керосиновая лампа, еще при жизни художника переделанная в электрическую. На стене, среди написанных Виктором Михайловичем в разное время портретов родных, — портрет Виктора Михайловича, выполненный Татьяной, его дочерью.
На первом этаже
4 комнаты,
из которых две сохранились в том виде, какими они были при художнике — это зала и столовая. Васнецов, поклонник старины, окружал себя старинными предметами и вещицами, сделанными по древнерусским образцам
Слайд 14Все печи в доме также сделаны по рисункам Васнецова
и
украшены керамическими изразцами.
Одна из них похожа на терем: дверца
напоминает вход в дом,
колонки сделаны
в виде окошек
и балкончиков,
а сверху спускается цветочный ковер — снова изразцы, выложенные в несколько рядов.
Слайд 15Другая мемориальная комната — зала — выглядит более парадно. Резная
деревянная мебель, также в древнерусском стиле, сделана уже на заказ.
В
центре комнаты дубовый стол с инкрустацией в виде огромного двуглавого орла. Стены, как и в столовой, занимают портреты родных: жена, дочь, сын Володя — впоследствии профессор Московского Университета; братья — Аполлинарий, Петр и Николай.
Слайд 16Помимо дубового стола с инкрустацией в центре комнаты ее украшают
два резных буфета: маленький — точная копия того, что стоит
в столовой, и большой, напоминающий теремок из детской сказки: дверцы-ворота, полки-балкончики, слюдяные окошки, и все это украшено затейливой резьбой и узорами, выложенными из дерева разных пород.
Слайд 17 Деревянная винтовая лестница ведет наверх,
на второй этаж,
в
мастерскую художника.
С обратной стороны лестницы вывешены доспехи русского витязя:
шлем, кольчуга, щит, секира и пика.
Слайд 18В.М. Васнецов. Ангел Молчания.
Начало 1900-х.
Рисунок выполнен углем на стене
мастерской.
У входа в мастерскую Виктора Михайловича сторожит тишину
Ангел молчания,
нарисованный углем на стене - знак того,
что рабочее место Мастера
дети
(а их у Васнецова было пятеро), должны уважать
и не шуметь.
Слайд 19Именно в этой мастерской Виктор Михайлович работал над своими самыми
известными картинами. Особенно ярко получалась у него специфическая "богатырская" тема,
из нее выделяются такие работы: "Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем", "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем". Картины, находящиеся в мастерской и по сей день, написаны примерно в 1900 - е годы. Среди них есть и знаменитая "поэма семи сказок", которую так любил сам художник. В ее состав входят такие полотна, как: "Царевна-Несмеяна", "Царевна-Лягушка", "Ковер-Самолет".
Слайд 20Масштабы мастерской впечатляют: площадь составляет 110 кв. метров,
а высота
достигает
6 метров.
Три больших окна, высоченная печь, картины, которыми
увешаны все стены. Эта светлая, просторная комната как будто переносит зрителя в мир сказок.
Перед глазами один за другим проходят сказочные герои.
Дом с мастерской стал для В.М.Васнецова духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни, где он обрел душевный покой и вдохновение для творчества. Васнецов очень любил свой дом; он прожил в нем до самой своей смерти – 32 года!
Слайд 21Вслед за собственным домом Васнецов создал проекты павильона для Нижегородской
выставки и павильона кустарного искусства на Всемирной выставке в Париже
(1898). Сделал эскизы для наружной раскраски зданий московского Кремля! Проект знаменитого сейчас дома Цветкова на Пречистенской набережной (1899). Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и многих других больших и малых зданий, которые украсили Москву.
Слайд 22Особняк Цветкова И.Е. на Пречистенской набережной в Москве
Архитектор Васнецов В.М.
1910-е гг.
Посольство Мадагаскара - бывшее здание Цветковской галереи, автор В.М.Васнецов.
Пречистенская набережная.
Слайд 23Москва. Третьяковская галерея.
По проекту Васнецова В.М.
В. М. Васнецовым была
также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом
Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.
Слайд 24http://ricolor.org/history/cu/picture/names/vasnetsov/
Источники информации
http://www.emc.komi.com/03/03/016.htm
http://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasndolg2.html
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/branch/dmvasnecov/
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=619450
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0218/p0218.htm
http://www.baltwillinfo.com/mp11-08/mp-14.htm
http://www.clrt.ru/spetsproekt/persona/index_tplid25_recid1651.html
http://www.artprojekt.ru/Gallery/Vasnetsov/Vas29.html
http://allmuseum.ru/vasnecov/3
http://community.livejournal.com/pro_muzei/5266.html
http://helena54.narod.ru/vasnecov.html
Слайд 25http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://cocarde.by.ru/bogatyrk.jpg&imgrefurl=http://cocarde.by.ru/redstar
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.russfront.ru/bimages/budenovka1919
http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://tatarmuseum.ru/wp-content/uploads/2009/01
http://www.citywalls.ru/forum/topic151.html
http://taina.aib.ru/biography/viktor-vasnecov.htm
http://www.hrono.info/biograf/vasnecovv.html
http://guide.moscow.ru/ru/enterteinment/attractions/museums/index.php
http://gazeta.aif.ru/online/kids/133/09_01
http://1-9-6-3.livejournal.com/215275.html?style=mine
Слайд 26http://www.google.com/images?oe=utf8&ie=utf8&source=uds&start=28&hl=ru&q=%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%2C+%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87