Слайд 1Влияние ландшафтов на творчество художников
Подготовили: учитель географии Пастухова Надежда Егоровна
и ученица 8 класса «А» Сафронова Олеся
МБОУ «СОШ №
3» г. Сафоново
Слайд 2Художники.
Левитан, Исаак Ильич - известный живописец (1861 - 1900). Родился
в Ковенской губернии в еврейской семье. Учился в московском училище
живописи и ваяния. Его "Симонов монастырь" был одной из лучших вещей на ученической выставке 1879 г. Работал Левитан в пейзажном классе Саврасова . Картина, представленная им на звание классного художника, не была признана достойной медали; другую картину он представить не пожелал и в 1884 г. оставил училище. Тогда же он стал выступать на выставках московского общества любителей художесВ 1886 г. выставляет впервые у передвижников "Весну"; с 1888 г. принимает постоянное участие в передвижных выставках. В 1898 г. Левитан принимает участие в выставке "Русских и финляндских художников", устроенной С. Дягилевым , в 1899 и 1900 годах в выставках "Мир Искусства". тв.
Слайд 3В 1898 г. Левитан выставляет в Мюнхене на выставке "Secession",
в 1900 г. - на всемирной выставке в Париже. В
1898 г. Левитан получает звание академика и в том же году становится преподавателем московского училища живописи и ваяния. 22 июля 1900 г. Левитан скончался в Москве. До окончания школы Левитан, за неимением средств, далеко из Москвы не уезжал и писал подмосковные пейзажи: много вещей написано им в Сокольниках, в Останкине. Сойдясь с семьей А.П. Чехова , он вместе с нею прожил лето в Бабкине, около Нового Иерусалима. С.И. Мамонтов поручил ему написать декорации для "Жизни за Царя" и "Русалки", благодаря чему он мог побывать в Крыму. В последующие годы Левитан несколько раз проводил лето на Волге. В 1889 г. он побывал в Париже и познакомился с новым европейским искусством, но на этот раз оно не произвело на Левитана большого впечатления: ближе оценил он новую школу лишь во время другой поездки в Париж, незадолго до смерти. Некоторое влияние имели на него "барбизонцы". Он очень ценил Коро, Руссо и других. К девяностым годам относятся лучшие произведения Левитана
Слайд 4картины
Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через изображение мартовского
солнца – ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег на картине тоже
удивительный - его состояние Левитан передает с помощью множества цветовых оттенков - снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах.
Природа на картине изображена без лишних подробностей, словно «крупным планом». Экспрессивность цветовой гаммы «Марта» и некоторые приемы письма напоминают те, что использовали в своем творчестве импрессионисты. Но, в отличие от них, Левитан сохраняет цвет каждого изображаемого объекта и заботится о предметной ясности изображения.
И. И. Левитан «Март»
Слайд 5 Левитан «Золотая осень»
Одной из лучших
картин Левитана я считаю пейзаж «Золотая осень». На ней изображён
березовый лес, опадающая листва, которую осень украсила в различные яркие и приятные глазу краски. На заднем плане вырастают кустарники, на земле виднеется желтеющая листва. Тихая и спокойная гладь реки радует глаз. На одном из её берегов раскинулись ещё зелёные ивы, которые, кажется, пытаются оказать сопротивление надвигающемуся увяданию. Золотая осень на одноимённой картине Левитана – это самое настоящее «бабье» лето, полное красок, света и тепла.
Золотая осень создаёт задумчивое настроение, с лёгкой и светлой грустью. И Левитан, конечно же, смог прочувствовать и понять эту необычайную пору. Более того, ему удалось написать картину так, что всё происходящее в природе начинаем понимать и мы. При этом на сердце возникает нежная радость, и даже скорое наступление зимы и холодов не омрачает этого настроения.
.
Слайд 6Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898) – великий русский художник
(живописец, пейзажист, гравёр), академик.
Родился Иван в городе Елабуга в Вятебской
губернии 13 января 1832 года в купеческой семье. Первое образование в биографии Шишкина было получено в казанской гимназии. Проучившись там 4 года, Шишкин поступил в училище живописи в Москве. После окончания училища в 1856 году, в биографии Ивана Шишкина образование было продолжено в Академии Художеств Петербурга. В стенах этого заведения художник получал знания с 1856 по 1865 год. Кроме академического рисунка Шишкин оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в живописных местах пригорода Петербурга.
Слайд 7В 1860 году в биографии художника Шишкина была получена важная
награда – золотая медаль Академии. До этого он получал ряд
других, менее важных наград. Имея возможность путешествовать, Шишкин направился в Германию, в Мюнхен. Затем – в Швейцарию, в Цюрих. Всюду Шишкин занимался в мастерских известнейших художников. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получил звание академика.
В 1866 году в биографии Ивана Шишкина состоялось возвращение в Петербург. Путешествуя по России, Шишкин представлял затем свои полотна на выставках. Он написал много картин соснового леса, среди самых известных – «Утро в сосновом бору», «Ручей в лесу», «Заповедник. Сосновый бор», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу». Кроме того художник показывал свои картины в Товариществе передвижных выставок. Также Шишкин входил в состав кружка аквафортистов. В 1873 году получил звание профессора в Академии Художеств, недолго был руководителем учебной мастерской.
Слайд 8На полотне мы видим бескрайние просторы ржаного поля. Золотое море
хлебов, колышущееся от ветра, раскинулось до самого горизонта. Тяжелые колосья
уже почти поспели и клонятся к земле. Проселочная дорога, уходящая через поле вдаль, пустынна.
Торжественным покоем как будто пронизана эта картина. Даже ласточки, стремительно и бесшумно пролетающие совсем невысоко в светло-синем небе, не нарушают гармонии этой невероятной тишины.
Нас не покидает смутное состояние тревоги. Может быть, из-за появившихся возле горизонта первых кучевых облаков, предвещающих близкую грозу? Из-за неба, утратившего свою звонкую синеву? Или из-за черного скелета дерева, обгоревшего во время грозы, нелепо и тоскливо торчащего среди благоухающего золотого великолепия? Минорная нота, явственно звучащая в полотне, как будто напоминает нам о бедах и превратностях жизни, которая ошибочно кажется порой такой идиллической.
.
Шишкин "Рожь"
Слайд 9 Шишкин
«Зима»
Зимний
лес скован морозом, он застыл и как будто окаменел. С
большим вниманием разработан передний план с несколькими столетними соснами. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин изумительно схватывает и передает спокойную величавость лесных исполинов. Справа – непроходимая стена мрачного леса. Все вокруг погружено в тень. Но вот редкий луч солнца проникает в царство снега и освещает полянку, окрашивая ее розовато-золотистым цветом.
Мастерски рисует художник безмятежный зимний покой. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого дня. И даже птица на ветке кажется не живой, а какой-то хрустальной.
С помощью выразительных художественных приемов Шишкин добивается создания монументального собирательного образа зимнего леса. Картина «Зима» исполнена эпического звучания и относится к самым замечательным произведениям великого художника.
Слайд 10 И. И. Шишкин
«Утро в сосновом лесу»
Перед нами
– не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает
пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.
Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.
Слайд 11Поленов Василий Дмитриевич родился в дворянской семье в Петербурге 20
мая (1 июня) 1844 года. Учился он в петрозаводской гимназии,
а, закончив курс обучения, стал учеником уже в Императорской Академии Художеств, там он познавал азы мастерства у Павла Петровича Чистякова.
Как автор картины "Иов и его друзья" в 1869 году Поленов стал обладателем малой золотой медали, а спустя два года получил большую золотую медаль за свою конкурсную работу "Христос воскрешает дочь Иаира". Приблизительно в то же время - в 1872 году - Василий Дмитриевич оканчивает юридический факультет в Петербургском университете. Отправившись за рубеж, как пенсионер академии, Поленов посещает красивейшие города: Венецию, Флоренцию и Неаполь, Мюнхен и Вену, Париж. Именно в Париже знаменитый художник создал свое полотно "Арест графини д’Этремон", которая обеспечила ему звание академика, он получил это звание в 1876 году. Тогда же он вернулся в Россию и спустя некоторое время был отправлен на русско-турецкую войну. На протяжении этой войны Поленов был при главной квартире наследника-цесаревича, которого позже узнают, как императора Александра III, и являлся официальным его художником. После того, как война была закончена, Василий Дмитриевич возвратился в Москву. С 1879 года Поленов являлся активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок. Умер художник в селе Борок Тульской области, которое сейчас названо Поленово, 18 июля 1927 года.
Слайд 12 Поленов
«золотая осень»
Удивительно сочно и емко
переданы цвета и краски - волшебство проникло в плавные линии
и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.
Слайд 13 Поленов
«Заросший пруд»
Жаркий летний день. Голубое, будто
даже выцветшее от жары небо. Белые, лениво проплывающие по нему
облака. А под ними — «наша древняя столица» Москва, но не центр, а тихая, почти деревенская окраина.
Слегка пожухлая от солнца трава, пересеченная вытоптанными дорожками. Одна из них ведет к белому скромному особнячку, еще вросшему в землю, но уже с металлической (городской!) крышей. Рядом — ветхое деревянное строение — не то сарайчик, не то рига. Сквозь дощатый забор прорывается листва деревьев и кустарников. Все утопает в зелени, истоме, благости: Сонно квохчут куры. Отдыхает, готовая отправиться на работу, послушная лошадка, уже с утра запряженная в телегу. Дай только команду — и зазвенит под дугой колокольчик, оглашая начало пути. На траве раскинулись белоголовые ребятишки. Старшенький, что ближе к нам, внимательно рассматривает какую-то былинку, может впервые заинтересовавшись окружающим его миром.