Слайд 3Под именем этрусков известен народ, живший в I тыс. до
н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима.
Этрурия
и Древний Рим — соседи и ровесники. Обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в южной Италии и на Сицилии греки начали строить первые города.
Вначале этруски значительно обгоняли своих соседей в развитии. Они были прекрасными строителями и умелыми инженерами.
В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств — двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам.
Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» (так древние римляне называли некоторые религиозные обряды). Этруски создали самый могучий флот в западном Средиземноморье. Некоторые из римских царей происходили из рода этрусков.
В политическом смысле история этрусков шла по нисходящей. Приблизительно в V—III вв. до н. э. воинственный Рим покорил долго и ожесточенно сопротивлявшиеся этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски до такой степени слились с римлянами, что забыли свой язык.
Слайд 4Храмовое зодчество этрусков во многом отличалось от греческого. Архитекторы Древней
Эллады в VI-V веках до н. э. строили преимущественно храмы
типа периптера из известняка и мрамора.
Этруски употребляли гораздо менее прочные материалы: камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании - подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Глубокий портик акцентировал главный фасад здания.
Этруски богато украшали свои культовые сооружения расцвеченными рельефами и статуями из терракоты, распространенными в период архаики по всему античному миру. Предание гласит, что умению делать статуи из обожженной глины этрусков научили греческие мастера, прибывшие из Коринфа в середине VII века до н. э.
Слайд 6Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано
на идее смерти и загробной жизни.
По соседству со своими
городами этруски строили некрополи, причем, если «города живых» строились из дерева и глины и довольно быстро разрушались, то «города мертвых» возводились на века.
Гробницы либо высекались в скалах, либо складывались из камня.
Слайд 7Знаменитая гробница Флабеллиев в Популонии имет форму тумулуса — это
полусферическая насыпь, укрепленная круглым каменным цоколем с выступающим карнизом наверху.
Погребения аналогичной формы находятся в Бандитачча — знаменитом этрусском некрополе, принадлежавшем городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проема со ступенчатой вершиной. Интерьер гробницы воспроизводит жилой дом. Иногда к покоям ведет длинный коридор — дромос, постепенно углубляющийся в землю.
От него отходят одна или несколько комнат, связанных между собой. В комнатах помещались ложа, сиденья, троны, подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов (некрополь Бандитачча) кресла, ложа и скамейки высечены из камня. Над ними по стенам развешаны круглые щиты — символы вечности. Плоский потолок гробницы также напоминает потолок жилого дома.
Слайд 9В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные
дары: золотые ювелирные изделия (фибула из гробницы Реголини-Галасси), чаши и
блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы (ситула из гробницы в Кьюзи).
Фибула из гробницы Реголини-Галасси . VII в. до н. э.
Золото.
Слайд 10Непременным атрибутом всякой гробницы было зеркало. Знаменитые этрусские зеркала из
бронзы с одной стороны были отполированы до блеска, с другой
— украшены великолепной гравировкой (Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало).
Темой изображений становились мифологические сюжеты, в завуалированной форме рассказывающие о жизни покойного.
Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало . III в. до н. э. Археологический музей, Палермо
Слайд 11Одно из самых знаменитых зеркал представляет прославленного прорицателя Калханта, занимающегося
гаруспицией — гаданием по печени жертвенной овцы.
Держа печень в
левой руке, бородатый и крылатый провидец внимательно всматривается в ее форму. По краю зеркала изображена ветвь цветущего плюща, за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный точный рисунок принизан внутренней динамикой.
Калхант. Этрусское зеркало . IV в. до н. э.
Бронза.
Этрусский Грегорианский музей, Ватикан
Слайд 12Ситула из гробницы в Кьюзи
Бронза.
Менада. Антефикс храма Джуно Соспита
. VI—V вв. до н. э. Храм Джуно Соспита, Ланувий
Слайд 13В этрусских гробницах не находят тел усопших, хотя иногда там
встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча).
Саркофаг изображает
возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками.
Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Такие саркофаги служили своеобразным памятником усопшему.
Возможно также, что в них хранился прах умерших.
В Этрурии обряд кремации существовал с самых ранних времен вплоть до римского времени.
Саркофаг супругов из Бандитачча . VI в. до н. э.
Терракота.
Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 15Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы —
глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в
окрестностях города Кьюзи (VII—VI вв. до н. э.).
Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие — человекоподобную урну на троне.
Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде.
Наконец, четвертые — человека за ритуальным пиром.
Слайд 16Известная канопа из Сартеано представляет собой сосуд на ножке с
двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из
глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами.
Крышкой канопы служит человеческая голова с правильными, почти классическими, слегка схематизированными чертами лица.
Это юноша позднеархаических времен с шапкой густых волос, ниспадающих короткими локонами на лоб, с большими глазами и едва заметной улыбкой.
Общая несоразмерность фигуры с огромной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает специфическое видение мира, свойственное этрускам.
Слайд 17Сосуды из этрусской гробницы
Глина. Национальный музей, Рим
Слайд 191,5. Женская фигура в длинной закрытой одежде (1 — вид
сзади, 5 — спреди).
2, Женская обувь, выкроенная из цельного
куска, с дырочками для шнуровки.
3,12. Женская фигура в конусообразной шапке и одежде с цветочным узором, закрывающей сзади оба плеча.
4,7. Золотые серьги.
6,9. Мужская фигура перед одеванием и после него. 8, 16. Серьги в форме дисков с подвесками. Золото.
10. Голова женской статуэтки. Чепец с лентами на затылке.
11,18. Фигурки женщин.
13. Священная статуэтка из бронзы. Ее назначение — охранять владельца от болезней.
14,15. Головы со стенных росписей из этрусских гробниц в пещерах под Корнето.
17. Глиняный саркофаг из Цере (соврем. Черветери). Перед супружеской парой на ложе — мех для вина.
Слайд 21Настенные росписи гробниц показывают, каким было представление этрусков о переходе
в загробный мир.
Этрусская фресковая живопись относится к VII—III вв.
до н. э.
Самые интересные и известные росписи выполнены в VI—V вв. до н. э.
Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города (Фреска из гробницы «Буйволов», Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли»).
Большинство из них снято со стен и хранится в специально созданных условиях в римском музее Виллы Джулиа.
Слайд 22Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э.
Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 23Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли» .
V в. до н. э.
Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 24Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов» . V в.
до н. э.
Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 25Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни
— это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают
росписи многих гробниц (Танцовщица из гробницы «Жонглера»).
Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э.
Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 26Мужчины по древнему обычаю возлежат на пиру на ложе.
Этрусские
женщины, в отличие от греческих, также присутствуют на пирах, причем
не в качестве наемных музыкантш или танцовщиц, а занимают подобающее им положение законных жен.
Древние полагали, что с вином в тело вливается «новая кровь бога».
Слайд 28В росписях «Гробницы львиц» представлена стремительная, удалая пляска загорелого юноши
с длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах.
Подобно
египтянам, критянам и другим восточным народам, в живописи этрусков мужские и женские тела различаются по цвету.
Очевидно, танцу предшествовало возлияние — об этом говорят кувшин в руке юноши и стоящий на полу ритуальный сосуд с носиком в виде птичьего клюва.
Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищелкивают пальцами.
Слайд 31С V в. до н. э. количество приносимых в гробницы
даров стало уменьшаться. Богатые погребальные дары стали заменять расписными вазами
— как собственной, весьма оригинальной работы, так и греческими, которые ценились очень высоко.
С течением времени реальные вещи заменяются их изображениями, как, например, в знаменитой «Гробнице рельефов» в Цере (IV в. до н. э.).
По стенам гробницы устроен целый ряд ниш для усопших; в нишах лежат каменные подушки, ниже, на скамьях, стоят сандалии для прогулки.
Обувь хозяина стерегут трехглавый пес и богиня потустороннего мира со змеиными хвостами и морским рулем в руках.
Стены и пилоны (столбы) покрыты изображениями самых разнообразных предметов и вещей: здесь и килики (сосуды) и веера, и трости, и оружие, и различные предметы обихода.
Слайд 33В III—I вв. до н. э. великолепное искусство гробниц затухает.
Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для
праха, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов, связанных с предательством и убийством.
Безнадежность очевидна в изображении людей, которых влекут в мир смерти свирепые демоны и даже подгоняют их палками.
Слайд 34Высшим достижением этрусского искусства на его закате стали (портреты).
Восходившие
еще к эпохе каноп, в III в. до н. э.
они приобрели особую глубину и трогательность.
В отличие от древнегреческих портретов, отражавших некие идеальные обобщенные образы, этрусские художники воплощают в своих произведениях индивидуальные, неповторимые черты.
Слайд 35На поздних урнах иногда возлежат блестящие красавицы, но гораздо чаще
— тяжелые, оплывшие старики, взирающие на мир грустными бесцветными глазами.
Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи . II в. до н. э. Терракота. Музей, Карлсруэ
Слайд 36Химера . V в. до н. э.
Бронза. Археологический музей,
Флоренция
Слайд 37Капитолийская волчица . Около 500 г. до н. э.
Бронза.
Капитолийские музеи, Рим
Слайд 38Реалистическая сила и зоркая наблюдательность, характерная для этрусков, сказывается лишь
в изображении на крышке цисты двух амазонок, несущих тело мертвой
подруги.
Однако искусство Этрурии не растворилось полностью под воздействием эллинской культуры.
Его традиции сыграли свою роль в формировании художественного творчества рабовладельческого Рима. Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.