Слайд 1БАРОККО
НОВОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ В ЭПОХУ БАРОККО И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ.
АРХИТЕКТУРНЫЕ
АНСАМБЛИ РИМА.
НОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА.
Слайд 2Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся
«картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.
Кругосветное плавание Фернана Магеллана
и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ замкнутого мироздания, центром которого являлся человек.
Слайд 3Английский поэт Джонн Донн, современник Шекспира,
с печалью констатировал:
Так много
новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд и в области
планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительным для нас.
Слайд 4Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению
жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж
нет, а Завтра не явилось, Сегодня движется вперёд без передышки», - восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия».
Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие. Его разрешение искали в Боге.
Слайд 5 Барокко (от итал. – странный, причудливый) – название эпохи
и художественного стиля, сложившегося в архитектуре Италии в XVII в.
и отличающегося живописностью, динамизмом, масштабностью.
Стиль получил распространение в странах, где было велико влияние католической церкви (Испания, Германия, Австро-Венгрия, Чехия).
Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах барокко.
Слайд 6Бесстрастное спокойствие больших плоскостей, равновесие и гармонию горизонтальных и вертикальных
линий, свойственные классическому Возрождению, сменил живописный, иллюзорно подвижный облик здания.
Он достигался благодаря игре светотени, которую давали колонны, пилястры, ниши, наличники порталов и окон, гирлянды. Большую напряженность зданию сообщали пропорции: декоративные элементы, создающие эффект нарастания тяжести массы, сосредоточивались наверху. Итальянское барокко тяготело к фасадности, и фасады, особенно церковных зданий, стали символом эпохи. Для фасадов этих зданий типичны деление на два этажа, пучки колонн, ниши и статуи в них.
Слайд 7Церковь Иль Джезу. Западный фасад. 1575. Рим.
Слайд 8Новый метод растворения стены в бурных потоках света и тени,
перетекания одного объема в другой отвечал барочной идее создания динамичной
окружающей среды. Барокко было в первую очередь искусством ансамбля, общего впечатления. Его влечение к вибрирующим поверхностям и сложным криволинейным очертаниям требовало открытого неба и обширных пространств. Оно породило колоссальные ансамбли площадей с обелисками и фонтанами, бесконечные перспективы улиц, огромные сады и парки с цветниками, водоемами и скульптурой.
Слайд 9Настоящим чародеем барокко, имя которого стало синонимом стиля, был архитектор
и скульптор Лоренцо Бернини (1598-1680), создававший свои ансамбли в расчете
на внешний, «театральный» эффект.
Слайд 10Собор и площадь Св.Петра (1656-1667)
От краев фасада тянутся крытые галереи-коридоры,
украшенные гигантскими оконными проемами и сдвоенными пилястрами между ними. Галереи
очерчивают перед храмом трапециевидный участок с обширной соборной папертью. От них двумя рукавами расходятся колоннады, состоящие из 284 колонн, расположенных в четыре ряда. Сам Бернини сравнивал рукава колоннады с объятиями Церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих.
Слайд 11С обеих сторон площади навстречу друг другу над водной гладью
бассейнов развернуты скульптурные группы, полные движения.
Слева Мавр среди трубящих тритонов
борется с дельфином. Справа Нептун среди русалок и морских коней разит трезубцем гигантского спрута. Сложный ракурс фигур предваряет тот взрыв эмоций, которым отмечена скульптура фонтана Четырех рек напротив церкви.
Слайд 13Особую изысканность городским ансамблям барокко придает чистая скульптура. Ангелы, украшающие
парапеты моста через Тибр напротив замка Св.Ангела, - типичная экспансия
барочной скульптуры в пространство.
Слайд 15Двойная череда объятых вихревым потоком фигур с распахнутыми крыльями, в
развевающихся одеяниях эффектно выделяются на фоне красного массива замка. Их
стремительное, выходящее за границы объема движение, пустоты между разлетающимися драпировками и крыльями, ажурная резьба мрамора – далеко не полный перечень приемов, которыми пользовался Бернини. Среди них включение окружающего пространства в орбиту целостного художественного образа – один из главных. Кажется, что динамичные фигуры также окружены движением: это и свежие порывы ветра с реки, и течение воды, и отбрасывающие тени плывущие облака, и «зеленый шум» деревьев на берегу.
Слайд 16Гениальным воплощением динамизма барокко в ансамбле интерьера стал шатёр-киворий в
соборе Св.Петра (1624-1633), возведенный над легендарным местом погребения апостола, прямо
под куполом. Это гигантское, высотой 29 м. сооружение имеет спиралевидные колонны на мраморных базах и ажурный верх. Шатёр служит своеобразным ориентиром в пространстве собора и магическим центром притяжения для всех входящих. Чтобы шатёр не «растворялся» в необъятном световом пространстве среди мраморных стен, статуй и купола, Бернини изготовил его из бронзы, украсив спирали колонн ребристыми желобками и растительным орнаментом и завершив фигурами ангелов по углам шатра.
Слайд 17Вывод
Вопросы и задания
Человек, попадая во власть огромных архитектурных
масс, пульсирующих ритмов, обширного пространства, чувствовал себя задавленным чудовищными масштабами
иррационального мира. В этом идея барокко находила своё максимальное воплощение. И она смогла возвратить архитектуру к мистическим идеалам готики.
?
Каким образом в архитектуре преломилось мировоззрение, свойственное эпохе барокко?