Слайд 1Время Петра 1
Презентацию выполнил ученик 10 «А» класса Гридин Евгений
Слайд 2Как вы представляете архитектуру времен Петра 1?
Понятно, почему Петр,
самодержавный царь крепостнического государства, поначалу с таким жаром ухватился за
традиции бюргерской Голландии: тут все было ему на руку — опыт в мастерствах, опыт в науках и, главное, опыт общения с морем и покорения моря. Из Голландии Петр выписывал мастеров и художников, там покупал картины, сам обучался там корабельному делу, а свое великое детище — Петербург — ему хотелось сделать похожим на Амстердам.
Большие возможности для дальнейшего развития русского зодчества раскрылись в строительстве нового города на берегах Неве, заложенного первоначально как порт и крепость, но вскоре превращенного в столицу. С самого начала Петербург строился как город, а не как собрание помещичьих усадеб: указом 1714 г. Петр категорически запретил строиться в глубине дворов, фасады должны были вытягиваться вдоль улиц, прямых и широких.
Слайд 3Строительство Петербурга сопровождалось большими работами по укреплению берегов Невы и
малых рек, сооружению каналов. Для успешного решения новых задач были
приглашены иностранные архитекторы, помогавшие быстрее освоить опыт западноевропейского строительства; одновременно русских мастеров посылали для обучения за границу. Из числа приглашенных иностранных зодчих значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказали только те, которые в России прожили долго, познакомились с местными условиями, широко и серьезно подошли к решению поставленных задач. Наиболее крупным среди них был Д. Трезини, соорудивший Петропаловский собор и Петропаловские ворота в крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий и Гостиный двор. Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.
Слайд 4План, фасад Петропавловского Собора
Слайд 6Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в процессе строительства Петербурга,
были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин. Общая направленность их
работ характеризует важнейшие основные области строительства второй четверти ХVIII века. М. Земцов был строителем различных по назначению сооружений — дворцовых и административных. Одним из известных произведением Земцова был Аничков дворец на Невском проспекте. С именем Коробова связаны большие работы в Адмиралтействе. Еропкин был выдающимся градостроителем. Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован как раннее барокко в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции ХVII века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Петру-победителю хотелось быть не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске.
Слайд 7Аничков дворец на Невском проспекте
Слайд 8Он пригласил из Франции королевского архитектора Леблона и поручил ему
главную роль в строительстве загородной резиденции Петергофа, который он задумал
сделать подобием Версаля и даже превзойти французский оригинал. И в самом деле, Петергоф ослепителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов. Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Сын скульптора Растрелли, Бартоломео Растрелли-младший, был архитектором.
Слайд 10Какая живопись была в моде в эпоху при Петре 1
Петровское
время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские
сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.
Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I И. Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художник выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина «Полтавское сражение», «Куликовская битва» с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков.
Слайд 14Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр
близкий к повседневности и имевшими широкий круг ценителей. Книги украшались
гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.
В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.
Слайд 15Какая музыка звучала на ассаблеях и балах?
Указ об ассамблеях, изданный
Петром 1, стал переломным в жизни городского населения, особенно это
коснулось сферы развлечений. В ноябре 1718 года женщины впервые обрели право участвовать в общественных собраниях. Вход на ассамблею должен был быть открытым для всех людей, которые имели возможность прилично одеться, не допускались только слуги и крестьяне. Культура при Петре 1 приравнивалась к важным деловым, служебным и государственным аспектам.
Слайд 16Что такое ассамблея?
"Ассамблея" – французское слово, которое обозначает целый ряд
действий и событий. Во-первых, это развлечения и забавы, во-вторых, решение
и обсуждение различных деловых вопросов, в том числе и государственной важности. За короткое время ассамблеи при Петре 1 стали традицией и вошли в историю. После его смерти они несколько изменились, но все равно пользовались популярностью в обществе.
Слайд 17Обязательные условия
Вышедший указ Петра 1 о ассамблеях включал в себя
перечень требований:
извещать о предстоящей ассамблее необходимо в письменном виде;
уточнять половую
принадлежность гостей (могут присутствовать либо одни мужчины, либо предстатели обоих полов);
начинаться мероприятие должно не ранее четырех-пяти часов;
заканчивать ассамблею нужно не позже полуночи;
хозяин не должен встречать, провожать или потчевать своих гостей, в его обязанности входит только предоставление свободного пространства для танцев, еда и питье на столах, а также игры, в которые он предлагает играть своим гостям.
Следуя этим правилам, каждый мог приобщиться ко всеобщему веселью.
Слайд 18Русская музыка петровского времени изучена и звучит у нас еще
мало. Между тем она очень богата и разнообразна, хотя жанры
ее были специфичны. Наиболее значительные из них принадлежали к сфере вокальной, прежде всегохоровой, музыки.
К числу весьма распространенных в XVII - XVIII веках жанров принадлежали канты (от canto - пение). Пришедшие в Россию с Украины, куда они, в свою очередь, проникли из Польши, канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Их сюжеты заимствовались из духовной литературы, тексты переводили и писали русские поэты XVII века. Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определенных событий общественного значения, позднее - в честь военначальников и царственных особ ("панегирические канты"), в демократических же кругах - на сюжеты лирического, народно-юмористического, бытового характера.
Слайд 19
При Петре I специально сочиненные канты исполнялись при торжественных процессиях
по случаю побед русского оружия. Такие процессии проходили в Москве
после взятия Азова, Шлиссельбурга, Нарвы и ряда других событий. Особенно торжественной была процессия 21 декабря 1709 года, когда праздновалась победа при деревни Лесной и в Полтавской битве (27 июня того же года). Было сооружено семь триумфальных ворот, на верху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы. Пелись специально сочиненные "Стихи" и канты, звучала инструментальная музыка. "Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу...", как сказано в рукописи XVIII века, "петы были в пришествие государево ис под Полтавы в Москву на триумфальных воротах певчими...". Это десять одноголосых произведений, составляющих единое целое. В них излагается вся последовательность событий: вторжение шведских войск на Украину, измена и побег Мазепы, поражение армии Карла, его бегство, победа русских. Стихи завершаются выражением славы победителям, хвалы военначальникам, великодушному воинству и царю Петру - "второму Александру Македонскому".
Слайд 20Служили ли русские композиторы при петровском дворе?
Зачастую на подобных собраниях
(ассаблеях и балах) играл духовой оркестр, который состоял из труб,
гобоев, литавр, фаготов и валторн. Иногда к ним присоединялись скрипки. Танцам жителей России обучали пленные офицеры из Швеции или жители немецкой слободы. Процесс обучения танцевальному искусству происходил очень медленно.
Поначалу на ассамблеях играла духовая музыка, однако в 1721 году герцог Голштинский завез в столицу небольшой струнный оркестр, который сразу завоевал популярность у публики. С тех пор стали появляться свои музыканты, инструменты для которых завозились специально из-за рубежа. Все это было очень затратно, но вельможи были готовы к подобным тратам, ведь самых расторопных бояр царь награждал.
Слайд 21Среди музыкальных новшеств, неизвестных Европе, был роговой оркестр, созданный российским
императорским камер-музыкантом И.А. Марешом по поручению С.К. Нарышкина. Мареш создал
слаженный ансамбль, состоящий из 36 рогов (3 октавы). Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш», поскольку каждый рог мог издавать только один звук. В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта