Слайд 1Высокое Возрождение
(конец 15в. –начало 16в. Около 40лет)
Слайд 3Художники обладали знаниями во многих областях науки, философии и искусства;
Царили идеалы гуманизма и непоколебимой веры в возможности гармонично развитого
человека;
Воспевались высокие моральные качества, героический подвиг, чувство гражданского долга перед обществом;
Слайд 4Предполагаемый автопортрет
Леонардо
да Винчи (67лет) итальянский художник , (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом,
естествоиспытатель),
изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий
пример «универсального человека»
Слайд 5«Мадонна в скалах»
— название двух, практически не отличающихся по композиции
картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая
в Лондонской Национальной галерее..
На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена атмосферой нежности и покоя, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал.
Композиция произведения построена в виде пирамиды.
разработанного им приёма сфумато, когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их .
Слайд 6Мадонна Литта
Название картины происходит от миланского семейства Литта, в собрании которого
она находилась большую часть XIX века. В 1865 году вместе
с другими тремя картинами была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.
Эрмитаж, настаивает на собственноручном авторстве Леонардо да Винчи.
Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего — Больтраффио.
Слайд 7Малонна Бенуа
или «Мадонна с цветком» — ранняя картина Леонардо да Винчи, в 26лет,
предположительно оставшаяся незавершённой. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у
Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.
Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.
Леонардо использовал технику масляной живописи, Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно одевали мадонну.
за 150 тыс. рублей Эрмитажу.
Слайд 8«Дама с горностаем»,
1490, Национальный музей, Краков
По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии
Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца , герцога Миланского,
принято указывать, что портрет изображает
17-летнюю Чечилию, что, впрочем, недоказуемо. За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. Он мог подчёркивать соответствие любовницы герцога официальной придворной морали: женщина должна быть с одной стороны целомудренной, с другой — быть прекрасной возлюбленной. То есть, несмотря на то, что она не состояла в браке, это не является пятном на её репутации.
Слайд 9«Прекрасная Ферроньера»,
женский портрет в Лувре, он изображает следующую любовницу герцога — Лукрецию Кривелли. Считающийся
работой Леонардо да Винчи или его учеников. Значительно большее внимание к деталям
одежды и украшениям, чем к самой модели.
Слайд 10«Портрет Джиневры де Бенчи». ок. 1474—1476Национальная галерея искусства, Вашингтон
ранняя картина, тут изображена
Джиневра д’Америго де Бенчи, флорентийская поэтесса и интеллектуалка XV века, платоническая возлюбленная венецианца Бернардо
Бембо, который, скорее всего, и заказал этот портрет .Их отношения известны из множества письменных источников.
Настроение спокойной сосредоточенности.
Слайд 11«Трактат о живописи»
в портрете отсутствуют руки, идёт вразрез с тезисом Леонардо …где
он советовал писать портреты с руками, так как они не
менее красноречиво характеризуют человека, чем лицо, причём руки «лучше всего располагать так, чтобы одна покоилась на другой».
Картина, очевидно, была обрезана (вероятно, потому, что её низ был повреждён огнём, влагой или чем-то другим). Доказательство этому даёт обратная сторона картины:
Слайд 12она же «Джоко́нда» ( полное название — «Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо», —находящаяся в Лувре (Париж, Франция),
Портрет
супруги торговца шёлком из ФлоренцииФранческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
когда-то оно сияло насыщенными
коричневыми, зелёными, золотистыми красками.
Слайд 13Сейчас зал Лувра, где находится картина «Мона Лиза», снабжён многочисленными экранами
из пуленепробиваемого стекла. Они призваны оградить произведение Леонардо да Винчи от
вандализма и контактов с окружающей средой.
Слайд 15Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти
Симо́ни ( 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
Слайд 16Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче
Слайд 17«Оплакивание Христа»
— первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная
работа скульптора, которую он подписал.
Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером
из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.
Смог высечь в камне страдание.
Слайд 18Микеланджело. Давид. 1501—1504г. Мрамор. Высота 5,17 м Академия. Флоренция.
символ Флорентийской республики .
Предназначенна для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке
с Голиафом.
Слайд 19«Гробница Джулиано Медичи»
Скульптура Джулиано не имеет прямой схожести с его
сохранившимися портретами;
Слайд 20Страшный суд («Последний суд» или «Последний приговор») фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.
(1536-1541г.)
Слайд 21Ангелы с атрибутами Страстей Христовых, левый люнегруппы ангелов, которые несут
символы Страстей, знак жертвы Христа, которую он принёс во имя
спасения человечества.
Слайд 23Первое кольцо персонажей вокруг Христа и Марии
Слайд 25Собор Святого Петра в Риме. Над его созданием трудилось несколько
поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек + 400 тыс.
человек на площади.
Слайд 29Успел при жизни построить тамбур огромного (42 м в диаметре)
купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта, несколько удлинившим
его пропорции.
Микеланджело укрепил столбы, которые должны были поддерживать купол, изготовил модель купола.
Слайд 32Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28
марта, или 6 апреля[2] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор,
Слайд 33Росписал станцы – парадные помещения Ватиканского дворца.
Слайд 34«Мадонна Конестабиле»
– ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в
1502-04 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел
из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название - «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).
В 1871 году царь Александр II купил миниатюру для жены. Спустя 10 лет картину перевели с дерева на холст, качество изображения пострадало. Зато под верхним слоем обнаружили, что первоначально в руке мадонны была не книга, а гранат – символ пролитой крови Христа.
Форма тондо.
Слайд 35«Сикстинская Мадонна» (Дрезденская галерея)
нарисована в Риме.
Огромное по размерам
(265 × 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно
было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченце по заказу папы римского Юлия II.
Образ Богоматери Рафаэль Санти рисовал с 17-летней натурщицы Маргариты Лути. На полотне Мария спускается с облаков с младенцем, чей взгляд не по-детски серьезен. Встречают Богоматерь с Иисусом папа Сикст II и Святая Варвара. Внизу полотна два ангела возле гробовой крышки.
Слайд 36 «Донна Велата»
(«Дама с вуалью»)
Женщиной, которая смогла покорить сердце
30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка,
пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет. Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.
Слайд 37Задумчивые ангелочки, ещё в XIX веке приглянувшиеся специалистам по рекламе,
«сделали самостоятельную карьеру в области китча»
Слайд 38«Афинская школа» фрескаработы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца.
Слайд 39Мастера венецианской живописи.
Позднее возрождение
30-90е годы 16века
Слайд 40Джованни Беллини — итальянский художник венецианской школы живописи.
Портрет дожа Леонардо Лоредано. 1501. Лондон, Национальная
галерея.
Слайд 41Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне ( 1477/1478—1510) — итальянский художник,
представитель венецианской школы живописи;
Слайд 42«Юдифь». Джорджоне.1502г
итал. Giuditta) — единственная находящаяся в России картина Джорджоне. Хранится в Государственном
Эрмитаже,
Слайд 43«Спящая Венера» картина венецианского художника Джорджоне, написанная им незадолго до смерти.
Слайд 44Тициа́н Вече́ллио — (27 августа 1576, Венеция) — итальянский живописец.
Автопортрет.
Прадо. Мадрид.1567г
Слайд 46«Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е)
Слайд 47«Юноша с перчаткой» портрет 1520г
Слайд 48Искусство Северного Возрождения
После 1500г
Слайд 49За́мок Шамбо́р или Шамбо́рский замок Был построен по приказу Франциска I, который хотел
быть ближе к любимой даме — графине Тури, жившей неподалёку.
Слайд 50Дворец Фонтенбло дворецэпохи Ренессанса во французском департаменте Сена и Марна, вокруг которого со временем
сформировался город Фонтенбло. Здесь жили многие правители Франции начиная с Людовика VII и заканчивая Наполеоном III.
Слайд 52Вид на дворец Дворец Фонтенбло из парка
Слайд 58Городская ратуша в Антверпен
— центральное произведение нидерландского Возрождения и одно из первых ренессансных зданий на
севере Европы. Построено в 1561-65 гг.,
Слайд 59Брюссельская ратуша
расположенная в историческом центре Брюсселя на площади Гран-Плас, построена в стиле брабантской готики (фр.).
Слайд 60Дом бюргера в наше время.
Бюргер — горожанин, гражданин.
Слайд 61дом бюргера и здание цеховой гильдии
Слайд 62Живопись нидерландский и немецких мастеров
Слайд 63Ян Ван Дейк
нидерландский художник, писатель, один из первых в мире
профессиональных реставраторов.
Обучался профессии столяра, позолотчика, художника.
Считают изобретателем масляных красок, хотя на
самом деле он лишь усовершенствовал их. Благодаря ван Эйку масляная техника
Слайд 64Хуберт ван Эйк
1370 год — 18 сентября1426 года) — южно-нидерландский (фламандский) живописец эпохи Северного Возрождения.
Старший брат Яна ван Эйка, которого он обучал живописи.
Слайд 65Гентский алтарь
церковный створчатый алтарь(алтарь-складень) в католическом кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе Гент ,
(XV век). Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом
ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Освящён 6 мая1432 года.
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Слайд 67Рогир ван дер Вейден . Женский портрет. Национальная галерея Лондон.
1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) —
нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считающийся одним из основоположников и
наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине.
Слайд 68Ганс Гольбейн (Младший)
( 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый
знаменитый представитель этой фамилии.
Слайд 69«Послы»
французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и французский посланник в Венеции,
епископ Жорж де Сельв) изображены перед высоким столом, загромождённым множеством предметов.
Они намекают на их религиозные, интеллектуальные и художественные интересы. Если смотреть на него справа, с близкого расстояния, видно, что это череп.
Реализует образ двойного зрения — при «прямом» взгляде человека, погружённого в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, — но при «особом» (глубоком) взгляде всё меняется с точностью до наоборот — смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.
Слайд 71Иерони́м Босх
Еру́н Анто́нисон ван А́кен (нидерл. более известный как Иерони́м 91450—1516) — нидерландский потомственный художник, один
из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
считается одним из самых загадочных живописцев в
истории западного искусства. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии. Был влиятельным бюргером своего родного города. Был женат. Детей не было.
Слайд 72«Корабль дураков»
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной
пристани.
Слайд 73«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по
теме центральной части, посвящён греху сладострастия
Слайд 74Закрытые створки триптихаизображение третьего дня сотворения мира. На земле еще
нет человека и животных, из воды только появились скалы и
деревья.
Слайд 75Левая створка триптиха. Рай
Бог показывает удивленному Адаму только что созданную
из его ребра Еву. Вокруг – недавно созданные Богом животные.
На заднем плане – Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.
Слайд 76Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений
Изображение земной жизни людей, которые
массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно,
что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу: Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.
Слайд 78Правая створка триптиха. Ад.
Изображение ада, в котором грешники испытывают
вечные муки. В середине картины – странное существо из полого
яйца, с ногами в виде стволов деревьев с человеческим лицом – предположительно это проводник по Аду, главный демон.
Слайд 79Пи́тер Бре́йгель Ста́рший
(нидерл. ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец
и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилиюхудожников. Мастер пейзажа и
жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего(«Райского»).
Слайд 80Питер Брейгель Старший «Нидерландские пословицы»
Слайд 83А́льбрехт Дю́рер
(нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) —
немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии[2],
поднявшим её на уровень настоящего искусства[3]. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников[4][5], автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве[6]. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.
Слайд 84Знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и
гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496—1498 годах после первого путешествия
в Италию. Серия из 15 гравюр,
Шедевр серии иллюстрирует Главу 6 Откровения:
Слайд 86«Портрет молодого человека».
написанный в 1521 году, относится к позднему творчеству
Альбрехта Дюрера. Автор в то время уже состоялся как художник-портретист,
написав несколько десятков портретов известных людей своего времени.
Слайд 87Музыка и театр эпохи возрождения.
Слайд 88Уи́льям Шекспи́р
26 апреля 1564 года(крещение)[⇨], Стратфорд-апон-Эйвон, Англия — 23 апреля(3 мая) 1616[⇨], там же) — английский поэт и драматург,
зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов
мира[3]. Часто именуется национальным поэтом Англии[4]. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий.
Слайд 91Орландо ди Ла́ссо ; около 1532, Монс — 14 июня 1594, Мюнхен) — франко-фламандский композитор и капельмейстер.
Жил преимущественно в Баварии.
Слайд 92Джованни Пьерлуиджи да Палестри́на (итал. Giovanni Pierluigi da Palestrina, в латинизированной форме —
Ioannes Petrus Aloysius Praenestinus; встречается прозвище «Джаннетто» — Giannetto; 17 декабря 1525 или 1526, Палестрина или Рим — 2 февраля 1594, Рим) —
итальянский композитор, один из крупнейших полифонистовэпохи Ренессанса. Наиболее значительный представитель Римской школы музыки.