Слайд 1Струнно – смычковый инструмент.
Автор Варламова Евгенияученица 5 в класса МБОУ
СОШ № 18 им. В.Я. Алексеева
Руководитель Пташинская Т.Г.
Слайд 2…Что называют симфоническим оркестром?
… Какие инструменты входят в состав оркестра?
…Что
исполняет симфонический оркестр?
Гипотеза: Скрипка в симфоническом оркестре не нужна.
Слайд 3Цель: Выявить роль скрипки в симфоническом оркестре.
Задачи:
Узнать когда появилась
скрипка.
Найти знаменитых мастеров скрипки.
Узнать об известных исполнителях.
Прослушать
музыкальные произведения, где соло исполняет скрипка.
Рассказать другим.
Слайд 4История скрипки.
Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия.
Из Индии
смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а
оттуда в восьмом веке пришли в Европу.
Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно конец 15 или начало 16 века.
Было несколько разновидностей смычковых. По прошествии определенного времени они дали жизнь инструментам совершенно новой формы – виолам и скрипкам.
Слайд 5Виолы имели всего 6, иногда7 или 5 струн. По форме
виола была похожа на скрипку, а в деталях отличалась.
Скрипка же
имеет 4 струны. Главное же различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы приглушенный.
Скрипка пела сильнее и ярче, она не боялась ни площадей, ни больших залов. Поэтому она долго бытовала в народе.
Слайд 6У каждой из четырех струн скрипки свой тембр, свой голос:
светлый, звонкий – у первой, мягкий и нежный у второй,
певучий, протяжный у третьей, густой, напряженный – у четвертой. А все вместе они создают то неповторимое звучание, которое больше, чем любой другой инструмент, напоминает изменчивый и гибкий человеческий голос. За это и любят ее композиторы.
Только она может передать самые сокровенные чувства и мысли.
Слайд 7Лучшие мастера скрипок.
Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие
мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими
мастерами 16 -18 веков – Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Они умели делать звук скрипок особенно певучими и нежными, похожим на человеческий голос.
Слайд 8Мастера очень тщательно подходили к выбору материала.
За деревом для инструментов
ездили в самую стужу в Альпы и там выбирали только
ту ель, которая отзывалась на стук и на которой больше всего любили сидеть птицы.
У каждого мастера был еще и уникальный состав лака.
Основателем династии считают Андреа Амати (1535 – 1611). Свою первую скрипку он сделал в 11 лет.
Антонио Страдивари (1644 -1737) за свои 93 года сделал полторы тысячи уникальных инструментов.
Скрипка, сделанная в начале 18 в. Одним из представителей династии –Джузеппе Гварнери (1698 -17744), Принадлежала Никколо Паганини.
Слайд 9Знаменитые исполнители.
Никколо Паганини. О нем ходили легенды многие думали, что
итальянец продал душу дьяволу. Однако он так глубоко постиг природу
инструмента, овладел им с таким совершенством, что действительно не знал себе равных.
Свой инструмент музыкант получил в 17 лет от богача, потрясенного его игрой.
С тех пор он был неразлучен с ней до самой смерти.
Скрипка храниться в музее в городе Генуи, а на ее стеклянном футляре написано: «Вдова Паганини».
Слайд 10Антонио Вивальди.
…Зал замирал, когда он начинал импровизировать. То, что Вивальди
делал со скрипкой, казалось невозможным. Пальцы артиста издавали из инструмента
такое количество звуков, что, казалось, играет не одна , а несколько скрипок. Слушатели хлопали не жалея ладоней. И кричали: «Браво, Вивальди! Брависсимо, аббато россо!»
Слайд 11Давид Федорович Ойстрах.
Виртуоз -художник, превосходный музыкант.
Он проявлял исключительно блестящие способности
в овладении трудным скрипичным мастерством.
В 19 лет исполнил концерт для
скрипки с оркестром вместе с автором музыки – Глазуновым. И был удостоен высоких похвал от самого композитора.
Слайд 12Королева оркестра – скрипка – самый распространенный струнный смычковый инструмент.
«Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в
человеческом бытии хлеб насущный», - говорили о ней музыканты еще в 17 веке. Говорят, что скрипка поет. Ее звучание похоже на трепетный человеческий голос.
Слайд 13В симфоническом оркестре скрипки – главные инструменты. Им поручают ответственные
эпизоды. Она может звучать как и сольный инструмент. Для нее
созданы разнообразные произведения –от виртуозных этюдов Паганини до лирических пьес Прокофьева.
Слушание музыки.
Слайд 14Вывод.
Скрипка умеет петь. Так как палец исполнителя вибрируя, может передать
свой трепет струне, а от этого звук становится живым, начинает
дышать.
Скрипка –королева симфонического оркестра.
Моя гипотеза неверна.
Слайд 15Литература:
Л. Михеева. «Музыкальный словарь в рассказах».
Эмма Великович «Концерт
для оркестра»
С.Газарян «В мире музыкальных инструментов».
Л. Михеева «Музыкальный словарь в
рассказах».
Спасибо.