Слайд 1Камерная инструментальная музыка.
Слайд 2Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении.
Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей.
К камерной музыке относятся небольшие произведения.
Слайд 3Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка,
написанная для небольших инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, предназначенная для
исполнения в небольшом помещении.
Слайд 4Дирк Гальс «Домашний концерт», Татьяна Назаренко «Домашний концерт»
Слайд 5 Джордж Гамильтон Баррабл «Песня без слов»,
Эдуард Мане «Флейтист»
Слайд 6На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как
вокальные жанры, так и инструментальные.
серенада;
ноктюрн;
фуга;
баллада
прелюдия;
этюд;
баркарола;
романс;
соната;
Выпишите в один столбик камерные вокальные
жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры.
Слайд 7Серенада (фр. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер) — музыкальная композиция,
исполняемая в чью-то честь.
Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX
века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера.
Фу́га (от лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде...
Баллада (итал. Ballata, фр. и нем. Ballade, англ. Ballad), первоначально обозначала плясовую песнь (итал. ballo — пляска).
Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.
Слайд 8Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом
применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Баркаро́ла (от
итал. barca — «лодка») — народная песня венецианских гондольеров.
Рома́нс в музыке — вокальное произведение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Сона́та (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.
Слайд 9Романс – это жанр камерной вокальной музыки. Он появился в
Испании. Романс – это песня о любви. И не только
о любви, но и о других чувствах человека.
Слайд 10Инструментальное сопровождение в романсе играет такую же важную роль, как
мелодия и поэтический текст. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то,
о чём поётся в романсе.
Слайд 11В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль
играют изобразительные интонации аккомпанемента. Изобразительное начало, которое мы слышали во
вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность, но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.
Слайд 12живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот
композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний
ученика М.А. Балакирева, В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия, слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева, мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке».
Слайд 13«Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль
исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца
Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н.Паганини