Слайд 1Марийские национальные музыкальные инструменты
Урок музыки в 5 классе
(Урок разработан учителем
музыки МОУ «Юркинская средняя общеобрзовательная школа» Ивановой Н.С.)
Слайд 2Разновидности марийских музыкальных инструментов
Ударные инструменты
Пленкозвучные инструменты
Варган (рамочно-язычковый инструмент)
Струнные инструменты
Дульцево-духовые инструменты
Язычково-духовые
инструменты
Волынка
Слайд 3Ударные марийские инструменты
Деревянные палки (пу тоя)
Обрубок бревна ( бревно
с колотушками - вынер кашта)
Барабан (тямыр)
Коробочка (пу калта).
Коса
(сава),
Колотушка (орол панга)
Металлическая банка (пурса калта)
Трещотка (лочыртыш)
Трещотка-вертушка (пцрдыктымц лочыртыш)
Колокольчик (онгыр)
Рубель (чылдаран яш)
Слайд 5Барабан -тумыр
У многих финно-угорских народов (мордвы, коми, эстонцев, карел, финнов,
удмуртов и др.) как национальный музыкальный инструмент барабан вообще не
зафиксирован (у эстонцев барабан представлен как весьма позднее заимствованное явление). У мари барабан – это уже настоящий ударный музыкальный инструмент. Традиционно тÿмыр употребляется в дуэте с шÿвыр. Самостоятельно же тÿмыр употребляется в старину лишь в качестве ритуального звукового орудия (возвещали начало племенных сборов, языческих праздников ит.д.).
Слайд 6Струнные инструменты
Кон-кон
смычковый инструмент ковыж.
Томбыра
Гусли (кусле)
Слайд 7Гусли- кусле
Как божественный инструмент, кÿсле всегда был неотъемлемой частью
атрибутики древнейших народных культов. Многие языческие моления в священных рощах
(ото, кÿсо, кÿсото) в качестве непременного ритуала включили и игру на кусле, поэтому инструмент практически был распространен повсеместно среди мари. Ритуальная игра на кÿсле всегда имела особое таинство, торжественность и одухотворенность.
Издавна исполнение на кÿсле считалось привилегией мужчин – на них играли многие знаменитые предводители, знатные в народе люди. Но постепенно инструмент становится «достоянием» женских рук.
Слайд 9Пленкозвучные инструменты
Листочек дерева (лышташ)
Эфи
Слайд 10Волынка - шувыр
Этимология термина восходит
к слову шÿвыроҥ, что означает пузырь (мочевой) какого-либо животного, который
служил исходным материалом для одной из составных частей (воздушного резервуара) инструмента.
Шÿвыр состоит из пяти основных частей: шÿвырпу или челык (деревянная колодка), шÿвыр йытыр (игровые трубки две), чырлык или чытлык (пищики два), шÿвыр пуч (раструб), шÿвыроҥ (пузырь (воздушный резервуар).
Слайд 11
Марийская гармонь – марла-кармонь
МАРЛА-КАРМОНЬ - марийская однорядная
семи-клавишная гармонь, сконструированная на основе вятской гармоники. Звуки, извлекаемые с
помощью правой клавиатуры, дублируются в октаву.
Марла-кармонь используется как сольный, ансамблевый (напр., в дуэте с тумыром) и аккомпанирующий инструмент. Вытесняется двухрядной гармонью (кога-кармонь) и баяном.аменяется созвучием квинты).
Слайд 12Дульцево-духовые инструменты
Ивовая свирель (арама шяшпык).
Шиалтыш
Слайд 13 Свирель - шиалтыш
марийский свистковый музыкальный инструмент, по-русски
называется свирель. Это народное слово, а литературно-профессиональное название ее -
продольная флейта. Марийская свирель - это усовершенствованная ивовая свирель, о которой говорилось выше. Усовершенствование заключается в том, что на поверхности инструмента появились шесть боковых отверстий.
Слайд 14Дудка - шиялтыш
Исконное значение термина «шиялтыш» восходит
к глаголу «шиялтыш» в значении «дуть», «свистеть».
Слайд 15
Варган (рамочно-язычковый инструмент)
Варган (умша ковыж)
Слайд 16Варган (умша ковыж)
Варган (умша ковыж) представляет собой подковообразную металлическую раму
с параллельно вытянувшимися концами в сторону, посередине которых находится упругий
стальной язычок. Один конец его свободно качается, а другой жестко прикреплен к раме. Название «ковыж» к марийцам пришло, видимо от татар или башкир, у которых до сих пор сохранилось «кобыз». Варган - маленький инструмент. Он свободно умещается на ладони. Во время игры его держат левой рукой. Параллельно вытянувшуюся часть варгана прикладывают к губам, указательным пальцем левой руки приводят в колебательное движение стальной язычок. При этом выдыхают, легонечко насвистывая мелодию Полость рта, как резонатор, усиливает звук варгана. Варган известен в истории с XII века.
Слайд 18Язычково-духовые инструменты
Соломенная дудочка (олым шявыр).