Слайд 1
Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.
Симфонический оркестр включает три группы инструментов: струнные, духовые и ударные.
Большой симфонический оркестр может содержать четыре группы инструментов: струнные, духовые, ударные и одиночные.
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Слайд 2СКРИПКА-КОРОЛЕВА ОРКЕСТРА
Скрипка - 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по
звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает
таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.
Слайд 3АЛЬТ
Альт - по внешнему виду копия скрипки,
только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре
и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде.
Было в семье три сына - два умных, а третий - альтист...
P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.
Слайд 4ВИОЛОНЧЕЛЬ
Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент
между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет
богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.
Слайд 5КОНТРАБАС
Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по
размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты
должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.
Слайд 6Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук
порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный
столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.
ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
Слайд 7ФЛЕЙТА
Флейта - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще
из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и
стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.
Слайд 8ГОБОЙ
Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты.
По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым
тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.
Слайд 9КЛАРНЕТ
Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты
звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной
как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Слайд 10ФАГОТ
Фагот - самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов,
используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента
мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.
Слайд 11Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой
же, как и у деревянных духовых инструментов - "нажимай да
дуй". Каждый инструмент играет свою сольную линию - материала очень много. В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.
МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
Слайд 12ВАЛТОРНА
Валторна (рожок) - изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может
быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в
оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.
Слайд 13ТРУБА
Труба - инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для
фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая
со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.
Слайд 14ТРОМБОН
Тромбон - исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других
медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки -
кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.
Слайд 15
Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные
ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все
руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:
УДАРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
Слайд 16ЛИТАВРЫ
Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут
звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома,
для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.
Слайд 17ТАРЕЛКИ
Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и
с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто
минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.