Слайд 1Место духовной музыки в мировой художественной культуре
Творческая презентация
Балыбердиной Ирины Викторовны
Учителя
музыки МОАУ «Вятская православная гимназия
во имя преподобного Трифона Вятского»
г.Кирова
Слайд 2Давайте познакомимся
Балыбердина
Ирина Викторовна
Учитель музыки
МОУ «Вятская православная гимназия
во имя преподобного Трифона Вятского» г.Кирова (Вятки)
Педагогический стаж – 21
год,
в том числе в Вятской православной гимназии – 10 лет.
Образование – высшее.
Кировский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина, 1990 г.
Высшая квалификационная категория, .
Победитель Всероссийского конкурса
«За нравственный подвиг учителя» в Приволжском Федеральном округе 2007 г. в номинации «Лучшее педагогическое исследование за работу «Воспитание музыкой»
Слайд 3Живу и работаю в г.Кирове
Наша Кировская область находится
на самом севере Приволжского федерального округа.
В ней проживает
1
млн. 300 тысяч жителей
Слайд 4Центр области – г.Киров, который
до 1934 г. назывался Вяткой
Слайд 5В архитектуре города сочетаются старина и современность
Слайд 6Неповторимый облик городу придают храмы и монастыри
Слайд 7Наша Вятская православная гимназия является муниципальным учреждением носит имя имя
преподобного Трифона Вятского
Слайд 8Вместе с учениками мы изучаем музыку, поем, танцуем, ставим спектакли
и концерты
Слайд 9И, конечно, на уроках мы знакомимся с духовной музыкой, которая
занимает важное место в мировой музыкальной
и художественной культуре
Слайд 10Почему это важно?
Во-первых, важно, чтобы духовная музыка не осталась для
учеников только интересным дополнительным, а значит - необязательным материалом по
МХК,
но помогла понять более общие и важные закономерности развития всей мировой художественной культуры
Слайд 11А также потому, что
Любая музыка –
и классическая, и народная,
и эстрадная – оказывает сильное влияние на воспитание детей,
а воспитательное влияние духовной музыки особенно велико
Слайд 12Вывод 1: В школе нет несерьезных предметов, потому что
последующее
развитие знаний и навыков, которые ученик получает в школе, неразрывно
связано с тем, научили ли семья и школа его выстраивать отношения с другими людьми, чему учат, как правило, музыка и другие предметы, которые почему-то называют «несерьезными».
Слайд 13Музыка учит слушать и слышать людей
и окружающий мир во
всем их интонационном многообразии
Слайд 14Вывод 2: Абсолютно светской культуры не существует, так как
нет «абсолютно
верующих» или «абсолютно неверующих» людей,
с начала существования человеческого общества
религия присутствует в мире и оказывает влияние на людей, их жизнь и культуру
Слайд 15«Религия» означает «связь»
Само слово «религия» означает «связь», то есть то,
что связывает между собой на идейном уровне различные стороны жизни
общества.
Нельзя «быть верующим только в храме». Протопресвитер Александр Шмеман писал, что сказать человеку «крестись, но живи, как прежде» - это все равно, что закрыть художника в комнате полной холстов, кистей и красок и выключить свет. Вера, должна прорасти в делах и творчестве.
Слайд 16Как определить место культуры
Церкви в мировой культуре?
Справедливо ли
считать:
церковные песнопения только дополнением к коллекции обычной музыки,
Евангелие
– только дополнением к коллекции романов и детективов,
а посещение Церкви в воскресный день – только дополнением к обычной рабочей неделе, своего рода «клубом выходного дня»?
Слайд 17Куда Вы поставите
церковные книги, диски или иконы?
Слайд 18На самом деле все не так сложно
Если бы на стенах
Вашей комнаты уже были картины и фотографии родных и близких,
то куда Вы повесили бы икону Христа Спасителя?
Слайд 19Конечно, в «красный угол»,
то есть самое красивое и видное
место в доме
Слайд 20«Красный угол» – символ правильного понимания места духовной культуры
в
мировой культуре
Слайд 21Вывод 3: Духовная культура – сердцевина всей мировой культуры
Входя в
новый дом, хозяева сначала определяли в избе «красный угол», помещали
в него иконы и другие святыни и уже затем, относительно «красного угла» начинали обустраивать весь дом.
Как это глубоко символично и верно передает простую мысль – культура Церкви является сердцевиной все остальной культуры. Она одновременно и обособлена от нее и неразрывно связана с ней миллионами связей.
Слайд 22Вывод 4: Духовную музыку можно назвать «камертоном» всей музыкальной культуры
Причем
для каждого народа таким камертоном служит музыка, сложившаяся в лоне
присущей ему религиозной традиции.
Музыка Русского Православия «задает тон» музыкальной культуре России
Слайд 23А также «закваской» всей культуры
В Священном Писании есть понятие «закваски»,
с которой Христос в притче сравнил Царство Небесное, сказав:
«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Евангелие от Матфея, глава 13, стих 33).
При этом «три меры муки» символизируют три душевные силы: ум, волю и чувства, которые преображает благодать Божия.
А с ними – и всю культуру.
Слайд 24Православная духовная музыка учит слышать и понимать других людей
по-христиански
Этому
способствуют как высокие, светлые и чистые понятия об истине, добре,
настоящей любви и красоте, отцовстве и материнстве, сыновстве, которые воспевает православная духовная музыка, так и весь ее строй – спокойный, гармоничный, внимательный к слову.
Слайд 25Вывод 5: Духовная музыка воспитывает
В древние времена пение в церковном
хоре считалось не просто «средством к развитию музыкального слуха», но
действенным средством воспитания детей.
Преображает, воспитывает не только пение, но и слушание детьми церковных песнопений на уроках музыки. Об этом свидетельствует весь мой опыт. Вот почему в преподавании Музыки или Мировой художественной культуры нельзя пройти мимо музыкального наследия Русского Православия.
Слайд 26Благодарю за внимание!
Ирина Викторовна Балыбердина
www.balyb.narod.ru