Слайд 1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств станицы Старомышастовской»
муниципального образования Динской район
Методическая компетентность
преподавателя музыкально-теоретических дисциплин
ДМШ и
ДШИ
Подготовила преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
ИЗУГРАФОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
2017
Слайд 2Методическая компетентность преподавателя музыкально-теоретических дисциплин
ДМШ и ДШИ характеризуется владением
различными методами и приемами обучения, умением применять их в процессе
обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения музыкально-теоретическим
и музыкально-историческим дисциплинам.
Слайд 3 Понятие «компетенция»
получило разработку в рамках исследований, проводимых Советом
Европы в 1996 г. и рассматривается как
совокупность знаний,
умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной профессиональной деятельности.
Слайд 5Все компетенции обычно подразделяются на:
общекультурные (универсальные, надпредметные) и
профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные).
Слайд 7Компетентность –
круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает
знанием и опытом.
Компетентность формируется в процессе обучения, реализуется и
развивается
в профессиональной деятельности.
Слайд 10Методическая компетентность – совокупность методических знаний, операционно-педагогических
и психолого-педагогических умений,
а также готовность использовать в учебном процессе современные обучающие технологии,
методики, способность адаптировать их к различным педагогическим ситуациям.
Слайд 11Методическая компетентность
предполагает владение преподавателем способами педагогического воздействия (особый вид
деятельности педагога, цель которой – достижение позитивных изменений психологических характеристик
воспитанника: потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).
Слайд 13В педагогической литературе выделяют
три группы педагогического воздействия:
- отбор, переработка
и передача преподавателем содержания учебного материала (группа воздействия «чему учить»);
-
изучение наличных возможностей обучающихся и новых уровней их психического развития
(группа воздействия «кого учить»);
- выбор и применение методов, форм, средств воздействий и их комбинаций (группа воздействия «как учить»).
Слайд 14Методическая компетентность преподавателя музыкально-теоретических дисциплин включает:
- музыкально-теоретическую компетенцию (опыт анализа
средств музыкальной выразительности; аннотирование музыкальных произведений; анализ музыкальных форм; опыт
реконструкции музыкально-исторического процесса и т.п.)
Слайд 15- владение методической терминологией, навыками разработки учебно-методической документации;
- готовность, способность,
умение развивать музыкально-теоретические компетенции обучающихся;
- знание педагогических систем в области
музыкального искусства и образования;
- культуру речи и культуру общения;
Слайд 16- опыт решения учебных методических задач;
- опыт квазипрофессиональной
и профессиональной
деятельности;
- критическое методическое мышление (рефлексия).
Слайд 17Методическая компетентность преподавателя проявляется в основных видах деятельности (методическая работа),
которые образуют два взаимозависимых и взаимообусловленных направления:
учебно-методическое и
научно-методическое.
Слайд 18В содержание учебно-методической работы входит повседневная педагогическая деятельность, обобщаемая на
заседаниях методических объединений, методических семинаров. Она обеспечивает проведение
на высоком
методическом уровне всех видов учебных занятий – лекций, упражнений и др.
Слайд 21Учебно-методическая работа включает: контроль качества учебных занятий по музыкально-теоретическим и
музыкально-историческим дисциплинам; подготовку молодых преподавателей-теоретиков
и контроль за профессиональным ростом
начинающих лекторов; разработку методических материалов к каждому занятию, начиная с планов проведения занятий и заканчивая обобщением методических приемов изложения учебной дисциплины; планирование и проведение опытными преподавателями различных видов занятий с целью передачи методического опыта; разработку структурно-логических схем, тематических планов изучения учебной дисциплины и составление документов по материально-техническому обеспечению занятий (карточки, журналы и т.д.); регулярное проведение заседаний методических объединений, методических семинаров по обобщению накапливаемого методического опыта с целью совершенствования методики преподавания учебной дисциплины; планирование и контроль работы обучающихся над учебным материалов в течение полугодий.
Слайд 22В содержание научно-методической работы входит научное обоснование учебных планов, объема
и содержания учебных дисциплин, разработка учебных программ,
исходя из анализа
результатов учебно-методической работы и требований к уровню теоретической и практической подготовки обучающихся, из перспектив их использования.
Слайд 24Научно-методическая работа ведется с целью разработки новых учебных курсов на
базе развития новых научных направлений с учетом требований практики. Эффективность
такой работы выше там, где педагогический коллектив участвует в научных исследованиях, связанных с запросами учебного процесса, и может аргументировано обосновать необходимость преподавания той или иной новой учебной дисциплины.