Слайд 1
«Опыт духовно-нравственного воспитания средствами музыки.
Осипова Т.П.
учитель музыки МКОУ Бурковская СОШ
Слайд 2
Актуальность проблемы
духовно-нравственного воспитания
общество нуждается в подготовке широко
образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера .
-нравственные знания дают ребенку нормы поведения в современном обществе.
Слайд 3
национальный воспитательный
идеал
XVIII век:
Советский период:
Защитник православия человек государственный всесторонне
развитый,
слуга царю и Отечеству подчиняющий свою жизнь партии и народу. Современность:
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях своего народа.
Поэтому приоритетное значение задач духовно-нравственного воспитания легло в основу работы над образовательным стандартом второго поколения, в рамках подготовки которого был разработан проект Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
Слайд 4Личность педагога
Учебная деятельность
Внеклассная работа
Внутрисемейные отношения
Искусство
Знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями
выдающихся людей
Вещно-предметное пространство
Основные источники нравственного опыта
Слайд 5Я - учитель музыки и поэтому моим средством воспитания является
музыкальное искусство. Но всякая ли музыка полезна для воспитания духовности?
Нет. Некоторая музыка крайне нежелательна для прослушивания, так как негативно влияет на неокрепшую психику детей.
Музыкальная культура, как неотъемлемая часть духовной культуры, всегда способствовала воспитанию и развитию духовно-нравственных качеств личности.
Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
Слайд 6Общеизвестно, что классическая музыка и фольклор благотворно влияют на формирование
и развитие духовно-нравственных качеств личности, поэтому этот музыкальный репертуар так
широко представлен в современных образовательных программах по музыке.
Но сегодня развивающаяся социализация личности ребенка требует углубления содержания музыкального образования, призванного стимулировать духовные потребности личности с опорой на нравственно-смысловой контекст музыкального произведения.
Слайд 7
По моему мнению, новые возможности духовно-нравственного развития в области музыкального
образования содержатся в таком огромном пласте музыкальной культуры, как духовная
музыка.
Духовные песнопения, слушание духовной музыки, способствуют пониманию ребёнком своего внутреннего состояния, помогают научиться «общению с самим с собой» и ощутить внутреннюю гармонию.
Слайд 8
Но встреча с такой музыкой может вызвать у современного
школьника отрицательную реакцию, поэтому включать духовный репертуар в образовательный процесс
нужно крайне осторожно, тщательно продумывая музыкальный материал, учитывая возрастные особенности обучающихся и общий уровень развития ребёнка.
Сегодня я хочу предложить вам познакомиться с моим опытом использования духовной музыки в образовательном процессе
Начиная работать в этом направлении три года назад, я увидела противоречия между:
Слайд 9
потребительским отно-шением к жизни, насаж-даемым СМИ
пропагандой «легкой» музыки
неприятием духовной музыки
современными школьниками
потребностью общества в духовно-нравственном развитии
необходимостью форми-рования основ музыкаль-
ной культуры
школьников
формированием предста-
влений о развитии рус-ской духовной музыки
И
Противоречия
Слайд 10 Педагогический проект
«Формирование духовно-нравственных качеств
школьников средствами духовной музыки».
Разработал: учитель музыки Осипова Т. П.
Слайд 12
Для достижения цели были решены задачи развития положительного восприятия
духовной музыки через деятельностное участие ребёнка в образовательном процессе.
Были
созданы условия, при которых дети не только слушали, но и сами исполняли духовные песнопения, играли «колокольные звоны» на треугольниках, принимали участие в Рождественском спектакле.
Использовались формы урочной и внеурочной деятельности: занятия на кружках «Мир духовной музыки» и «Традиционная народная культура».
Слайд 13Организованы общешкольные Рождественские встречи
-конкурс Рождественских песнопений;
Конкурс рождественских рисунков;
экскурсии в
храм с целью знакомства с живым звучанием церковного хора и
звучанием колоколов;
беседы со священником и служителями храма;
налажена связь с родителями, стремящимися к духовно-нравственному воспитанию своих детей.
Кроме того учащиеся были привлечены к проектной и исследовательской деятельности.
Слайд 14
Уроки
музыки
Театрализация
Инструментальное музыцирование,игра на треугольниках
Разучивание
духовных
песнопений
Исполнение
праздничных
тропарей и
кондаков
Подготовка
рисунков
на духовную тему
Творческий проект,
исследовательская работа
Слайд 15
Музыкальное содержание для духовно-нравственного воспитания
Музыка
Светская Духовная
- колокольный звон
- духовные песнопения
- инструментальная музыка
-эстетическое воспитание;
духовное воспитание.
-патриотическое воспитание;
-экологическое воспитание.
-Урочная
проведены: уроки «Колокольные
звоны на Руси», «Святые земли Русской», «Молитва», «Хоровая музыка в храме», «Имитация колокольного звона».
-Внеурочная (внеклассное мероприятие, праздник, беседа, встреча, спектакль , кружковая работа и т.д.)
проведены: Рождественский спектакль «Небесный гость»,праздник «Святки» , праздник «Пасха»(2012г.), Рождественские встречи (2013г).
-Проектная деятельность (творческие и исследовательские проекты).
Творческий проект «Святки»;
Исследовательский проект»Секреты колокольного звона»;
Информационный проект «Величественный орган».
Слайд 17 Уроки: «Колокольный звон на Руси» и «Имитация колокольного звона»
Пришло Рождество,
начинается торжество!
Слайд 24Пришло Рождество, начинается торжество!
Рождественские
колядки
Результаты работы:
выступление на районной конференции
Слайд 26
Проект Рождественские встречи 2014
-конкурс рождественских рисунков;
-конкурс рождественских песнопений;
-конкурс рождественских
стихов;
-рождественский спектакль «История Рождества»;
-творческий рождественский проект «Святки»
-беседы о традициях празднования
православного Рождества.
Слайд 35 Внеклассная работа
-встречи и беседы со священником;
-посещение храма
с целью знакомства с «живым звучанием церковного хора и православными святынями;
-обучение навыкам колокольного звона.
Слайд 37 Проектная деятельность
Учащиеся были привлечены
к проектной и исследовательской деятельности. Разработаны и реализованы проекты:
-«Музыка Святок»;
-«Величественный орган»;
- «Секреты колокольного звона».
Слайд 41 Знакомство с традицией рождественских
гаданий
Слайд 43Творческий проект
«Величественный орган»
Результаты проекта:
выступление
на районной конференции
Проект
«Секреты колокольного звона»
Слайд 46Ученица 11 класса выполнила исследовательскую работу о влиянии колокольного звона
на человека «Секреты колокольного звона».
Участвовала с этой работой:
- на районной конференции ученических проектов (1 место);
на областном фестивале презентаций ученических проектов (1 место);
в проекте для одарённых детей «Алые паруса» в социальной сети работников образования, имеет публикацию.
Результаты проекта:
выступление на районном и областном фестивалях
Слайд 48 В ходе реализации проекта я пришла к
выводу, что такие формы работы способствуют:
-возрождению
слуховой почвы для восприятия духовной музыки;
-приобретению элементарных знаний в сфере духовных представлений;
-повышению интереса школьников к русской духовной музыкальной культуре;
-развитию духовно- нравственных качеств личности.
Проведённая на заключительном этапе проекта диагностика восприятия школьниками духовной музыки показала рост уровня восприятия с 8 % до 38 %, а мониторинг обучающихся в кружках православного направления - рост посещаемости этих занятий с 20% до31% .
Слайд 49Заключительный этап (аналитический)
Слайд 50Заключительный этап (аналитический)
Слайд 51
Таким образом:
Решая основную задачу современного музыкального образования, нужно
включать в образовательный процесс духовную музыку как средство формирования духовно-нравственных
качеств личности.
,