Слайд 1Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального образования
Выполнила: педагог дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 п.г.т.
Суходол
Верещагина М.Е.
Слайд 2 «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства
всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».
В.П. Беспалько
Слайд 3
Использование современных подходов и новых образовательных
технологий в настоящее время является необходимым условием достижения
нового качества
образования!
Слайд 4 Основа ФГОС начального образования – системно-деятельностный подход, который
обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной
среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 5 Особенность системно-деятельностного подхода -
психологические функции
и способности - результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю
психическую деятельность путём последовательных преобразований.
Компетенция – Деятельность - Компетентность
Слайд 6 В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том
числе :
уметь выбирать и использовать современные
образовательные технологии
использовать технологии оценки
современные технологии проектирования образовательной
среды
Слайд 7 Технология -
это детально прописанный путь осуществления
той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Педагогическая
технология -
это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Слайд 8 Образовательная технология –
система, состоящая из:
некоторого диагностичного
и операционального представления планируемых результатов обучения;
средств диагностики текущего состояния и
прогнозирования тенденций ближайшего развития обучаемых;
набора моделей обучения;
критериев выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий".
Слайд 9 Образовательная технология:
легко вписывается в учебный процесс;
позволяет достигать поставленные
программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
обеспечивает
внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Слайд 10В концепции ФГОС наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены
на
познавательное,
коммуникативное,
социальное и личностное развитие школьника
Слайд 11Технологии обучения
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения (КСО);
-технология
решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технология «
дебаты»;
-технологию модульного и блочно- модульного обучения;
Слайд 12-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология
использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов
обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки « портфолио»;
- технология дистанционного обучения;
- технология мастерских;
-групповое обучение
Технологии обучения
Слайд 13Большое распространение получили следующие образовательные технологии:
технологии проблемного (эвристического) обучения;
технологии уровневой
дифференциации;
коммуникативные технологии
игровые технологии
исследовательские технологии
(метод проектов, эксперимент, моделирование)
Слайд 14
Критерии педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и
для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы,
приемы и средства обучения (с помощью чего);
учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Слайд 15Педагогические технологии
на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогика сотрудничества;
Гуманно-личностная технология
Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог);
Система
Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека (Ильин Евгений Николаевич — учитель литературы, Санкт- Петербург),
Слайд 16Педагогические технологии
на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Игровые технологии;
Проблемное
обучение;
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Пассов Ефим Израилович — профессор Липецкого
педагогического института);
Школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской (Китайгородская Талина Александровна — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова);
Технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова (Шаталов Виктор Федорович — профессор Донецкого открытого университета).
Слайд 17Педагогические технологии
на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
Технология перспективно-опережающего
обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой (Лысенкова Софья Николаевна — учитель
начальных классов, Москва);
Дифференцированное обучение;
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова (Фирсов Виктор Васильевич — руководитель центра "Образование для всех", Москва);
Культуровоспитываюшая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой (Закатова Ирина Николаевна — директор культурологического комплекса, г. Ярославль);
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт — профессор НИИ педагогики Эстонии, Границкая Антонина Сергеевна — профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, Шадриков Владимир Дмитриевич — доктор психологии, руководитель эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного прогресса).
Технология программированного обучения (Б.Скиннер — американский психолог, В.П. Беспалько);
Групповое и коллективное обучение (Дьяченко Виталий Кузьмич — профессор, г. Красноярск);
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Слайд 18Педагогические технологии
на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:
Реализация теории поэтапного
формирования умственных действий (М.Б. Волович);
"Экология и диалектика" (Тарасов Лев Васильевич —. профессор);
"Диалог
культур" (Библер Владимир Соломонович — Российский гуманитарный университет, Москва, Курганов Сергей Юрьевич — учитель, г. Курган);
Укрупненные дидактические единицы (Эрдниев, Пюрвя Мучкаевич — академик РАО).
Слайд 19Педагогические технологии
развивающего обучения:
Система развивающего обучения Л.В. Занкова (Занков
Леонид Владимирович (1901—1977) — педагог и психолог, академик АПН СССР);
Развивающее
обучение Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова (Эльконин Даниил Борисович (1918—1959) — виднейший советский психолог, Давыдов Василий Васильевич — академик);
Технология саморазвивающего обучения (Селевко Герман Константинович — научный руководитель авторской школы, г. Рыбинск).
Слайд 20Педагогические технологии
частнопредметные педагогические технологии:
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Зайцев Николай
Александрович — педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики);
Технология обучения математике на
основе решения задач (Хазанкин Роман Григорьевич — учитель, г. Белорецк);
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (Окунев Анатолий Арсеньевич — учитель математики, Санкт-Петербург);
Система поэтапного обучения физике (Палтышев Николай Николаевич — преподаватель физики, г. Одесса);
Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике (Андреева Елена Владимировна — преподаватель информатики, Москва, Фалина Ирина Николаевна — преподаватель информатики, Москва
Слайд 21Для достижения нового качества образования новые стандарты рекомендуют использовать в
образовательном процессе:
технологию деятельностного метода - строить процесс обучения на основе учебных
ситуаций;
технологию портфолио;
учебный диалог как специфический вид технологии;
технологию проблемного (эвристического) обучения;
технологии уровневой дифференциации;
коммуникативные технологии;
игровые технологии;
исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование);
технологии дополнительного образования по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, проектная деятельность;
технологии выявления и поддержки одарённых детей и др.