Слайд 1
П.И.Чайковский
Лебединое озеро
Презентация для открытого on-line-конкурса «Мой Чайковский»
Организаторы: ГБУК РО «Донская
государственная публичная библиотека», Ростовское отделение Союза художников России
Автор: Калинина Полина
Ученица
8 «а» класса МБОУ СОШ №43
Слайд 2Введение
«Лебединое Озеро» - один из самых популярных балетов во всем
мире. Оно понятно и красиво, поэтому и любимо слушателями. Я
никак не могла предположить, что сама заинтересуюсь его историей.
Это получилось совершенно случайно. Моя сестра занималась балетом один год и уговорила меня пойти вместе с ней. Тогда я просто «заболела» балетом . Мама сразу угадала мое увлечение и подарила мне замечательную книгу «Жар-птица» С. Дубковой. Сначала я не оценила её, но однажды я начала читать и просто не смогла оторваться! Меня увлекли разнообразные сюжеты балетов и чудесные старинные иллюстрации. В процессе чтения я наткнулась на «Лебединое Озеро». Меня захватил сюжет и хореография.
Когда я узнала об этом конкурсе, не задумываясь выбрала именно этот балет Чайковского, так как я хотела узнать что-то новое, интересное о нем. Я с удовольствием изучила историю его создания, хореографию, сюжет и другие факты.
Слайд 3История создания
В 1875 году дирекция императорских театров предложила Чайковскому написать
балет «Озеро лебедей». Предложенный ему сценарий В. Бегичева и В.
Гельцера был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей. Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, композитор написал для детей одноактный балет под названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему принадлежала идея использования именно этого сюжета в большом балете. Композитор подошел к заказу очень ответственно. Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять композицию в деталях. Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы — два последних. 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1877 года на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера» - это событие осталось незамеченным. Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.
В этом первом балете Чайковского было все, что волновало и всегда будет волновать композитора. Однако Петр Ильич признавался: за эту работу взялся «отчасти из-за денег».
Слайд 4Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя,
уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое
озеро» в сезоне 1893—1894 годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера — маститый Мариус Петипа и Лев Иванов, его помощник. Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Потрясенный как смертью Чайковского, Петипа заболел. После выздоровления Петипа со свойственным ему мастерством закончил постановку. К сожалению, новый поворот сюжета, — счастливый конец вместо первоначально задуманного трагического, — предложенный Модестом Чайковским, братом и либреттистом некоторых опер композитора, обусловил относительную неудачу финала.
15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру» (рис. 2, рис. 3). Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах.
Слайд 5Cцена из балета «Лебединое Озеро» в постановке Петипа и Иванова
1895
Слайд 7Принц Зигфрид и Одиллия
Совершенно новым для романтических балетов стал образ
главного героя — принца Зигфрида. У Чайковского — это герой,
который борется за свою любовь, проходит через страдания и гибнет, бросив вызов року. Героический мужской танец, стремительный, отточенный, исполненный мощи был заложен Чайковским в музыке «Лебединого озера».
Слайд 8Настоящей сенсацией «Лебединое озеро» станет лишь после смерти Чайковского. В
1894 г. Мариус Петипа и Лев Иванов сделали новую редакцию
балета. Именно в посмертной петербургской постановке впервые появились находки, которые позднее приведут в восторг весь мир: «танец маленьких лебедей», трепетные белоснежные пачки второго «белого акта» на берегу заколдованного озера, дьявольские 32 фуэте Черного лебедя в сцене помолвки принца…
Водоразделом между первой и второй постановкой балета стало международное событие, которое заставило иначе взглянуть на сюжет «Лебединого озера».
Слайд 913 июня 1886 г. в водах Штарнбергского озера погиб король,
меценат, мечтатель, страстный почитатель и покровитель Рихарда Вагнера — Людвиг
II Баварский. Эта трагедия, взволновавшая Европу, будет долго вдохновлять художников.
Жизнь короля Людвига проходила в поисках идеала. Символом своей жизни он сделал лебедя (птицу Лоэнгрина из одноименной оперы Вагнера, потрясшей его до глубины души). Лебедь изображался на королевском гербе и даже на распятии в спальне. Один из фантастических замков Людвига II Баварского назывался Лебединым: из его окна король любовался горным Лебединым озером, по которому в те времена плавали прекрасные птицы.
В конце жизни король был отстранен от власти, объявлен душевнобольным и находился под домашним арестом. По распространенной версии, он застрелил своего врача в состоянии душевного помрачения и бросился в озеро. Чайковский прозрачно назвал гибель Людвига Баварского «ужасной», а обстоятельства, приведшие к ней, «злодейством».
Однако рассказанная в «Лебедином озере» история принца-мечтателя, который находит смерть в волнах, к концу 1880-х гг. приобрела острое политическое звучание. Дирекции Московских театров, причастной к постановке 1877 г., вряд ли в 1886-м хотелось вспоминать, кто протащил на сцену этот милый сюжет про пруд с лебедями.
Вероятно, именно поэтому для второй постановки балета в 1894 г. понадобится фигура официального либреттиста. Наилучшим кандидатом оказался младший брат композитора Модест Чайковский.
Слайд 10
Образ Злого гения
Модест Ильич заменил женский персонаж, Мачеху-сову, на
мужчину — Злого гения. У небесного существа, белого лебедя Одетты,
в балете Чайковского уже был злой земной двойник — черный лебедь Одиллия. Теперь черный двойник появился и у принца-мечтателя. Этот двойник, способный заколдовать окружающий мир, олицетворяет темные стороны души и разрушительную мощь власти.
Майя Плисецкая в роли Одетты
Слайд 11В этом виде новое либретто (вместе с классической хореографической версией
Петипа и Иванова) получило признание во всем мире. На долгие
годы потерял важность вопрос, кто в 1875–1876 гг., за девять лет до трагедии на Штарнбергском озере, увидел — как в пророческом сне — корону, упавшую в Лебединое озеро.
Слайд 13Обращаясь к сказочным сюжетам, Чайковский вкладывал в них глубокое и
значительное жизненное содержание. Простая и непритязательная немецкая сказка о девушке-лебеде,
положенная в основу «Лебединого озера» была им превращена в волнующую лирическую поэму верной любви, торжествующей над злом и коварством. Созданный в счастливую пору творческой молодости композитора , этот балет носит на себе печать той непосредственности лирического вдохновения, которой отмечены лучшие произведения данного периода.
Слайд 14Хореография
Лебединое озеро славится своими требованиями к технике исполнения, и всё
из-за одной чрезвычайно одаренной балерины – Перины Леньяни. Она выступала
с высочайшим изяществом и дисциплиной. Поэтому, каждую балерину, которая танцевала партию Одетты/Одиллии после неё обязательно сравнивали с исполнением Леньяни. Тем не менее, балет “Лебединое озеро” остается любимым для многих девушек именно из-за его крайней трудности – технической и эмоциональной.
«Белый балет возник из великого напряжения поэтических сил, сопротивляющихся натиску бездуховности и прозаического быта. В «Лебедином озере» он очеловечен и приоткрывает завесу над бездной неосуществленного», - говорил Вадим Гаевский (балетный и театральный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации).