Слайд 1Урок в 5 классе «Музыка и ИЗО»
подготовила учитель музыки Данилина
Н.С.
Слайд 2Картины праздника в музыке и живописи
Слайд 3И.Ф. Стравинский
(1882 -1971)
русский
композитор 20-го века
Он родился в Петербурге, в семье известного певца.
Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского.
Долгие годы И. Стравинский жил в США, но всегда оставался русским композитором.
Слайд 4
Cреди обширного и разнообразного наследия Игоря Федоровича Стравинского весьма
заметное место занимают балеты. К этому жанру композитор обращался на
протяжении почти всего своего жизненного пути. Один из них остроумный, исполненный безудержного веселья балет "Петрушка«, который был написан в начале XX в.. Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.
Слайд 5 Балет – музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит
танец.
Историческая справка.
Балет возник в эпоху Возрождения в Италии в 16 веке.
Различные празднества, маскарады – способствовали становлению этого жанра.
Во Франции в эпоху абсолютизма расцвел придворный балет.
1661 год – создана Королевская академия танца.
Слайд 6И.Ф. Стравинский Балет «Петрушка» (потешные сцены в четырех картинах)
Слайд 7
Вот как рассказывает сам композитор о рождении балета :
«…мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы
преобладающую роль... Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. "Петрушка"! Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран! Это было именно то, что нужно, - я нашел ему имя, нашел название!"
13 июня 1911 года на сцене парижского театра Шатле состоялась премьера "Петрушки".
Слайд 8Либретто написали:
А.Бенуа
С.Дягилев
Слайд 9Эскиз декорации к балету А.Бенуа
Слайд 13"Народные гулянья на масленой" - так названа первая картина балета
«Петрушка»
Слайд 14
1-я картина – содержание:
народное праздничное гулянье на масленицу,
весёлый праздник проводов русской зимы. Уличные
музыканты играют на шарманке.Барабанный
бой
возвещает о начале фокуса. Старый фокусник оживляет
трёх кукол: Балерину, Арапа и Петрушку.
Начинается представление.
Вопросы по слушанию:
Какая картина представилась?
Какие особенности музыки Стравинского?
Слайд 15
"Народные гулянья на масленой" - так названа первая картина,
музыка которой насыщена стремительным движением, передающим масленичный разгул. На его
фоне выделяются несколько эпизодов: шарманщик и уличная танцовщица (наслаиваются друг на друга мотивы "Под вечер осенью ненастной", и избитого вальса); сцена фокуса, насыщенная зловещими таинственными и словно завороженными звучаниями; блестящая огневая "Русская". Картина заканчивается резкими вскриками кларнетов и гобоев, предвосхищающих стоны ожившего Петрушки. Вслед за ними раздается сухая барабанная дробь. Она будет продолжаться, пока меняют декорации, вплоть до второй картины, которая носит название "У Петрушки". Ремарка: "При поднятии занавеса дверь в комнате у Петрушки внезапно отворяется; чья-то нога грубо его выталкивает; Петрушка валится. Дверь за ним затворяется". Стравинским в нескольких тактах музыки различными тембрами переданы истеричные крики Петрушки, его скорбные стоны, его недоумение и негодование.
Слайд 16Б. Кустодиев Зима (вариант картины "Масленица") 1916 г.
Слайд 17
Б. Кустодиев Масленица. Масленичное катание.
1919 г.
Слайд 19Композитору удалось передать яркие краски народного балаганного представления.
«Русский «Петрушка»
– это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости,
свежести, доступности, такого здорового и не подкупного веселья, такой несдержанной удали.., словно вы сами в снежно – солнечный масленый суетливый день… попали в праздничную, хохочущую толпу и «слились с ней в неразрывное ликующее целое».
Н.Я. Мясковский
Слайд 20
О балете «Петрушка»
Современники Игоря Стравинского писали о музыке балета:
«...точно
вы сами в снежно-солнечный, сверкающий масленичный день... втесались в праздничную,
весёлую, хохочущую толпу и слились с ней в неразрывное ликующее целое».
«Петрушка» до последней степени забавен, жив, весел, остроумен и интересен».
С. Прокофьев
Слайд 21Проверь себя:
Что такое балет?
Назовите композитора балета «Петрушка».
Перечислите главных действующих персонажей
балета «Петрушка».
Назовите народный праздник, представленный в балете «Петрушка»
В чем особенность
музыки балета «Петрушка»?
Слайд 22Домашнее задание:
Нарисовать главных героев балета «Петрушка».