Слайд 1Математика в музыке
pptcloud.ru
Слайд 2
Авторы проекта: Мячина Екатерина, Попова Екатерина, Носова Дарья
Представляют: Борисенко
Екатерина, Ергашова Анастасия, Видинеева Дарья
Руководитель: Акулова Анна Сергеевна
Цель проекта:
1) Расширить свои познания о взаимосвязи музыки и
математики
2) Найти и узнать новые исследования Пифагора в музыке
3) Рассмотреть применение математики в музыке
Гипотеза: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет,
сама того не сознавая… »
Краткое содержание работы: 1) Открытия Пифагора в музыке
2) Монохорд
3) Логарифмы и музыка
4) Звуковые соотношения
5) Терминология
6) Рациональность и аффект
Аннотация к проекту
Слайд 3Открытия Пифагора в музыке
Согласно легенде, бог Гермес сконструировал
первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи. Если древние китайцы,
индусы, персы, египтяне, израильтяне и греки использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях как дополнение к поэзии и драме, то Пифагор поднял искусство до истинно достойного состояния, продемонстрировав его математические основания
Слайд 4Хотя сам он не был музыкантом, именно Пифагору приписывают открытие
диатонической шкалы. Получив основные сведения о священной теории музыки от
жрецов различных мистерий, Пифагор провел несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом
Слайд 5Как он в действительности нашел решение, нам не известно, но
было следующее объяснение:
Однажды, Пифагор проходил мимо мастерской
медника, который склонился над наковальней с куском металла. Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл, и тщательно оценив гармонии и дисгармонии, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале
Слайд 6 К первой из них прикрепил вес в двенадцать
фунтов, ко второй — в девять, к третьей — в
восемь и к четвертой — в шесть фунтов. Эти различные веса соответствовали весу молотков медника
Он вошел в мастерскую и после тщательного осмотра инструментов и оценки в уме их веca вернулся в собственный дом, сконструировал балку, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всем одинаковые
Слайд 7Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом, однострунным инструментом
Слайд 8Монохорд
Изобретение этого прибора приписывается Пифагору. Он состоит из деревянного ящика,
на верхней стороне которого натянуты две струны. Одна из струн
служит только для сравнения тонов, и напряженность ее регулируется посредством колка. Вторая же струна только одним своим концом неподвижно прикреплена к монохорду, другой же перекидывается через блок и натягивается гирею
Слайд 10Логарифмы и музыка
Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных
связях и противоречиях, я пришел к выводу, что математика и
музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека, и что между ними размещается все, что человечество создало в области науки и искусства
Г. Нейгауз.
Слайд 11Звуковые соотношения
Естественно, что на протяжении многих веков люди не знали
таких слов, как интервал, гамма, музыкальный строй. В таком случае
возникает вопрос: кто же стоял у истоков построения мажора и минора, аккордов и интервалов? А у истоков стоял не кто иной, как великий математик Пифагор. Его открытие в области теории музыки послужило базой для развития математических пропорций в музыке
Слайд 12Для воплощения своего открытия Пифагор использовал монохорд – полуинструмент, полуприбор.
Под струной на верхней крышке ученый начертил шкалу, с помощью
которой можно было делить струну на части. Было проделано много опытов, в результате которых Пифагор описал математически звучание натянутой струны
Слайд 13Основой музыкальной шкалы – гаммы пифагорейцев был интервал октава. Для
построения музыкальной гаммы пифагорейцам требовалось разделить октаву на красиво звучащие
части. Так как они верили в совершенные пропорции, то связали устройство гаммы со средними величинами: арифметическим, геометрическим, гармоническим
Слайд 14Оказывается, гамму можно построить, пользуясь лишь совершенными консонансами – квинтой
и октавой. Суть этого метода состоит в том, что от
исходящего звука, например «до» (3/2)0=1, мы движемся по квинтам вверх и вниз и полученные звуки собираем в одну октаву. И тогда получаем:
(3/2)1 =3/2 – соль,
(3/2)2 /2 =9/8 – ре,
(3/2)3 /2 =27/16 – ля,
(3/2)4 /4 =81/64 – ми,
(3/2)5 /4 =243/128 – си,
(3/2)–1 /2 =4/3 – фа.
Слайд 15В гармонии звуков пифагорейцами была воплощена гармония космоса.Идея совершенства окружающего
мира владела умами ученых и в последующие эпохи.В первой половине
девятнадцатого века И. Кеплер установил 7 основных гармонических интервалов:
2/1 – октаву,
5/3 – большую сексту,
8/5 – малую сексту,
3/2 – чистую квинту,
4/3 – чистую кварту,
5/4 – большую терцию,
6/5 – малую терцию
Слайд 16С помощью этих интервалов он выводит весь звукоряд как мажорного,
так и минорного наклонения. После долгих поисков гармоничных отношений на
«небе», проделав огромную вычислительную работу, Кеплер установил, что отношения экстремальных углов скоростей для некоторых планет близки к гармоническим:
3/2 – Марс,
6/5 – Юпитер,
5/4 – Сатурн.
Слайд 17XVIII век открыл новые страницы в истории музыки. Около 1700
года немецкий органист А. Веркмайстер осуществил гениальное решение: отказался от
совершенных и несовершенных консонансов пифагорейской гаммы… Сохранив октаву, он разделил ее на 12 равных частей.
С введением этого строя в музыке восторжествовала темперация (от лат. - соразмерность)
Слайд 18Для построения гаммы необходимо было разделить ее на красиво звучащие
части. Для её построения, оказывается, гораздо удобнее пользоваться логарифмами соответствующих
частот: log2w0, log2w1… log2wm. Октава при этом перейдет в промежуток от log2w0 до log2 2w0 = log2w0 1, т. е. в промежуток длиной 1
Слайд 19Чтобы разделить октаву на равные части, потребовался анализ многих традиционных
примеров народной музыки, который показал, что в ней чаще всего
встречаются интервалы, выражаемые с помощью отношений частот:
2/1 – октава,
3/2 – квинта,
5/4 – терция,
4/3 – кварта,
5/3 – секста,
9/8 – секунда,
15/8 – септима.
Эти и другие выводы показали, что музыкальная шкала должна быть разделена на 12 частей
Слайд 20История создания равномерной темперации еще раз свидетельствует о том, как
тесно переплетаются судьбы музыки и математики. Рождение нового музыкального строя
не могло произойти без изобретения логарифмов и развития алгебры иррациональных величин. Без знания логарифмов провести расчеты равномерно-темперированного строя было бы невозможно. Логарифмы стали своеобразной «алгеброй гармонии», на которой выросла темперация
Слайд 21Терминология
Последовательность
В математике с понятием последовательность мы встречаемся крайне часто.
Обычно цель при встрече с ними – отгадать следующее число
или символ (поскольку последовательность в математике – упорядоченный ряд символов). Суть – найти закон, которому подчиняется данная последовательность. Например:
991, 19, 10, 1, 1, 1…
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…
Слайд 22Особенными последовательностями математики являются прогрессии – арифметическая и геометрическая (впрочем,
с понятием прогрессия нередко можно встретиться и в жизни)
Слайд 23В связи с этим нельзя не обратиться к музыкальному понятию
квинтовый круг
Квинтовый круг представляет собой логику создания любой тональности.
(Для того, чтобы записать музыку в какой-либо тональности, необходимо знать ее тонику и знаки при ключе. Квинтовый круг реализует данные условия)
Слайд 24Описанная прогрессия применена в музыке И. С. Баха, В. А.
Моцарта, Л. В. Бетховена, что позволяет увидеть новую грань гениальности
композиторов. Тот факт, что такая же прогрессия встречается и в современной русской и зарубежной музыке (практически во всех стилях), не наталкивает на мысль о гениальности, поскольку, проанализировав более 25 самых популярных на сегодняшний день мелодий, можно обнаружить не только прогрессии с разностью в квинту, но и в малую секунду, большую секунду, малую терцию, большую терцию и даже просто списанные друг с друга последовательности аккордов
Слайд 25Ритмы
Слово «ритм» изначально принадлежало музыке, хотя сегодня неудивительно, что оно
может быть известно человеку совершенно из других источников. Музыкальный ритм
дается как пример, а не как определение. Таким образом, «ритм» можно назвать «интернациональным» в области науки и искусства
Слайд 26Математика также заимствовала данное слово. Исследуя математические закономерности и числовые
последовательности, часто можно обнаружить ритмичность. В частности, «простейшими» примерами математических
ритмов являются периодические дроби
Слайд 27Следует заметить, что без ритма музыка не смогла бы существовать.
Она бы просто рассыпалась, так и не закончив ни одной
музыкальной фразы
Слайд 28Рациональность и аффект
Изучая попытки ученых связать математику и музыку воедино,
можно говорить об эволюции понимания термина музыка. Абстрактным было понимание
музыки в духе Пифагора и Платона, поскольку оно подразумевало именно математическое описание
Слайд 29Большие сомнения в простом тождестве аффекта и пропорции возникали достаточно
давно. Встречаются они и в средние века. По Декарту способность
органов чувств испытывать удовольствие относится к предпосылкам, которые теория музыки должна взять за основу. Она должна учитывать, что форма может быть трудной и разнообразной в той мере, в какой это отвечает естественным желаниям органов чувств
Слайд 30Математик из колумбийского университета Дж. Шиллингер в 1940 году опубликовал
разработанную им математическую систему музыкальной композиции в виде отдельной книжечки
под названием «Калейдофон». Считают, что Дж. Гершвин, работая над оперой «Порги и Бесс», пользовался той же системой. В 1940 году Эйгор Вилли Лобос, используя описанный способ, превратил силуэт Нью-Йорка в пьесу для фортепиано
Слайд 31Заключение
Ученые всего мира изучают поистине интереснейшую проблему взаимосвязи математики и
музыки. Таким образом, математики и музыканты могли осуществлять связь миров:
опосредованного, материального и духовного, чувственного.
О взаимосвязях математики и музыки можно говорить бесконечно долго, открывая все новые и новые, неожиданные и часто странные, одинаковые определения, понятия и смыслы. Безусловно, в данной работе была освещена лишь небольшая часть того неизведанного огромного мира связи музыки и математики, но мы будем разрабатывать и дополнять наш проект
Слайд 32Результаты
Расширили свои познания о взаимосвязи музыки и математики
2) Познакомились
с открытием диатонической шкалы Пифагором
3) Узнали о гениальном решении
А.Веркмайстера
4) Рассмотрели связь логарифмов и музыки