Разделы презентаций


Связь математики и музыки

Содержание

Авторы проекта: Мячина Екатерина, Попова Екатерина, Носова ДарьяПредставляют: Борисенко Екатерина, Ергашова Анастасия, Видинеева ДарьяРуководитель: Акулова Анна СергеевнаЦель проекта: 1) Расширить свои познания о взаимосвязи музыки и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Математика в музыке
pptcloud.ru

Математика в музыкеpptcloud.ru

Слайд 2
Авторы проекта: Мячина Екатерина, Попова Екатерина, Носова Дарья
Представляют: Борисенко

Екатерина, Ергашова Анастасия, Видинеева Дарья
Руководитель: Акулова Анна Сергеевна
Цель проекта:

1) Расширить свои познания о взаимосвязи музыки и
математики
2) Найти и узнать новые исследования Пифагора в музыке
3) Рассмотреть применение математики в музыке
Гипотеза: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет,
сама того не сознавая… »
Краткое содержание работы: 1) Открытия Пифагора в музыке
2) Монохорд
3) Логарифмы и музыка
4) Звуковые соотношения
5) Терминология
6) Рациональность и аффект






Аннотация к проекту

Авторы проекта: Мячина Екатерина, Попова Екатерина, Носова ДарьяПредставляют:  Борисенко Екатерина, Ергашова Анастасия, Видинеева ДарьяРуководитель:  Акулова

Слайд 3Открытия Пифагора в музыке
Согласно легенде, бог Гермес сконструировал

первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи. Если древние китайцы,

индусы, персы, египтяне, израильтяне и греки использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях как дополнение к поэзии и драме, то Пифагор поднял искусство до истинно достойного состояния, продемонстрировав его математические основания

Открытия Пифагора в музыке   Согласно легенде, бог Гермес сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь

Слайд 4Хотя сам он не был музыкантом, именно Пифагору приписывают открытие

диатонической шкалы. Получив основные сведения о священной теории музыки от

жрецов различных мистерий, Пифагор провел несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом
Хотя сам он не был музыкантом, именно Пифагору приписывают открытие диатонической шкалы. Получив основные сведения о священной

Слайд 5Как он в действительности нашел решение, нам не известно, но

было следующее объяснение:
Однажды, Пифагор проходил мимо мастерской

медника, который склонился над наковальней с куском металла. Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл, и тщательно оценив гармонии и дисгармонии, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале


Как он в действительности нашел решение, нам не известно, но было следующее объяснение:   Однажды, Пифагор

Слайд 6 К первой из них прикрепил вес в двенадцать

фунтов, ко второй — в девять, к третьей — в

восемь и к четвертой — в шесть фунтов. Эти различные веса соответствовали весу молотков медника

Он вошел в мастерскую и после тщательного осмотра инструментов и оценки в уме их веca вернулся в собственный дом, сконструировал балку, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всем одинаковые

К первой из них прикрепил вес в двенадцать фунтов, ко второй — в девять, к

Слайд 7Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом, однострунным инструментом

Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом, однострунным инструментом

Слайд 8Монохорд
Изобретение этого прибора приписывается Пифагору. Он состоит из деревянного ящика,

на верхней стороне которого натянуты две струны. Одна из струн

служит только для сравнения тонов, и напряженность ее регулируется посредством колка. Вторая же струна только одним своим концом неподвижно прикреплена к монохорду, другой же перекидывается через блок и натягивается гирею
Монохорд Изобретение этого прибора приписывается Пифагору. Он состоит из деревянного ящика, на верхней стороне которого натянуты две

Слайд 9 Монохорд

Монохорд

Слайд 10Логарифмы и музыка


Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных

связях и противоречиях, я пришел к выводу, что математика и

музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека, и что между ними размещается все, что человечество создало в области науки и искусства

Г. Нейгауз.





Логарифмы и музыка Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришел к

Слайд 11Звуковые соотношения
Естественно, что на протяжении многих веков люди не знали

таких слов, как интервал, гамма, музыкальный строй. В таком случае

возникает вопрос: кто же стоял у истоков построения мажора и минора, аккордов и интервалов? А у истоков стоял не кто иной, как великий математик Пифагор. Его открытие в области теории музыки послужило базой для развития математических пропорций в музыке
Звуковые соотношенияЕстественно, что на протяжении многих веков люди не знали таких слов, как интервал, гамма, музыкальный строй.

Слайд 12Для воплощения своего открытия Пифагор использовал монохорд – полуинструмент, полуприбор.

Под струной на верхней крышке ученый начертил шкалу, с помощью

которой можно было делить струну на части. Было проделано много опытов, в результате которых Пифагор описал математически звучание натянутой струны

Для воплощения своего открытия Пифагор использовал монохорд – полуинструмент, полуприбор. Под струной на верхней крышке ученый начертил

Слайд 13Основой музыкальной шкалы – гаммы пифагорейцев был интервал октава. Для

построения музыкальной гаммы пифагорейцам требовалось разделить октаву на красиво звучащие

части. Так как они верили в совершенные пропорции, то связали устройство гаммы со средними величинами: арифметическим, геометрическим, гармоническим

Основой музыкальной шкалы – гаммы пифагорейцев был интервал октава. Для построения музыкальной гаммы пифагорейцам требовалось разделить октаву

Слайд 14Оказывается, гамму можно построить, пользуясь лишь совершенными консонансами – квинтой

и октавой. Суть этого метода состоит в том, что от

исходящего звука, например «до» (3/2)0=1, мы движемся по квинтам вверх и вниз и полученные звуки собираем в одну октаву. И тогда получаем:
(3/2)1 =3/2 – соль,
(3/2)2 /2 =9/8 – ре,
(3/2)3 /2 =27/16 – ля,
(3/2)4 /4 =81/64 – ми,
(3/2)5 /4 =243/128 – си,
(3/2)–1 /2 =4/3 – фа.
Оказывается, гамму можно построить, пользуясь лишь совершенными консонансами – квинтой и октавой. Суть этого метода состоит в

Слайд 15В гармонии звуков пифагорейцами была воплощена гармония космоса.Идея совершенства окружающего

мира владела умами ученых и в последующие эпохи.В первой половине

девятнадцатого века И. Кеплер установил 7 основных гармонических интервалов:
2/1 – октаву,
5/3 – большую сексту,
8/5 – малую сексту,
3/2 – чистую квинту,
4/3 – чистую кварту,
5/4 – большую терцию,
6/5 – малую терцию
В гармонии звуков пифагорейцами была воплощена гармония космоса.Идея совершенства окружающего мира владела умами ученых и в последующие

Слайд 16С помощью этих интервалов он выводит весь звукоряд как мажорного,

так и минорного наклонения. После долгих поисков гармоничных отношений на

«небе», проделав огромную вычислительную работу, Кеплер установил, что отношения экстремальных углов скоростей для некоторых планет близки к гармоническим:
3/2 – Марс,
6/5 – Юпитер,
5/4 – Сатурн.

С помощью этих интервалов он выводит весь звукоряд как мажорного, так и минорного наклонения. После долгих поисков

Слайд 17XVIII век открыл новые страницы в истории музыки. Около 1700

года немецкий органист А. Веркмайстер осуществил гениальное решение: отказался от

совершенных и несовершенных консонансов пифагорейской гаммы… Сохранив октаву, он разделил ее на 12 равных частей.
С введением этого строя в музыке восторжествовала темперация (от лат. - соразмерность)
XVIII век открыл новые страницы в истории музыки. Около 1700 года немецкий органист А. Веркмайстер осуществил гениальное

Слайд 18Для построения гаммы необходимо было разделить ее на красиво звучащие

части. Для её построения, оказывается, гораздо удобнее пользоваться логарифмами соответствующих

частот: log2w0, log2w1… log2wm. Октава при этом перейдет в промежуток от log2w0 до log2 2w0 = log2w0 1, т. е. в промежуток длиной 1
Для построения гаммы необходимо было разделить ее на красиво звучащие части. Для её построения, оказывается, гораздо удобнее

Слайд 19Чтобы разделить октаву на равные части, потребовался анализ многих традиционных

примеров народной музыки, который показал, что в ней чаще всего

встречаются интервалы, выражаемые с помощью отношений частот:
2/1 – октава,
3/2 – квинта,
5/4 – терция,
4/3 – кварта,
5/3 – секста,
9/8 – секунда,
15/8 – септима.
Эти и другие выводы показали, что музыкальная шкала должна быть разделена на 12 частей
Чтобы разделить октаву на равные части, потребовался анализ многих традиционных примеров народной музыки, который показал, что в

Слайд 20История создания равномерной темперации еще раз свидетельствует о том, как

тесно переплетаются судьбы музыки и математики. Рождение нового музыкального строя

не могло произойти без изобретения логарифмов и развития алгебры иррациональных величин. Без знания логарифмов провести расчеты равномерно-темперированного строя было бы невозможно. Логарифмы стали своеобразной «алгеброй гармонии», на которой выросла темперация
История создания равномерной темперации еще раз свидетельствует о том, как тесно переплетаются судьбы музыки и математики. Рождение

Слайд 21Терминология
Последовательность

В математике с понятием последовательность мы встречаемся крайне часто.

Обычно цель при встрече с ними – отгадать следующее число

или символ (поскольку последовательность в математике – упорядоченный ряд символов). Суть – найти закон, которому подчиняется данная последовательность. Например:
991, 19, 10, 1, 1, 1…
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…
ТерминологияПоследовательность В математике с понятием последовательность мы встречаемся крайне часто. Обычно цель при встрече с ними –

Слайд 22Особенными последовательностями математики являются прогрессии – арифметическая и геометрическая (впрочем,

с понятием прогрессия нередко можно встретиться и в жизни)

Особенными последовательностями математики являются прогрессии – арифметическая и геометрическая (впрочем, с понятием прогрессия нередко можно встретиться и

Слайд 23В связи с этим нельзя не обратиться к музыкальному понятию

квинтовый круг
Квинтовый круг представляет собой логику создания любой тональности.

(Для того, чтобы записать музыку в какой-либо тональности, необходимо знать ее тонику и знаки при ключе. Квинтовый круг реализует данные условия)
В связи с этим нельзя не обратиться к музыкальному понятию квинтовый круг Квинтовый круг представляет собой логику

Слайд 24Описанная прогрессия применена в музыке И. С. Баха, В. А.

Моцарта, Л. В. Бетховена, что позволяет увидеть новую грань гениальности

композиторов. Тот факт, что такая же прогрессия встречается и в современной русской и зарубежной музыке (практически во всех стилях), не наталкивает на мысль о гениальности, поскольку, проанализировав более 25 самых популярных на сегодняшний день мелодий, можно обнаружить не только прогрессии с разностью в квинту, но и в малую секунду, большую секунду, малую терцию, большую терцию и даже просто списанные друг с друга последовательности аккордов
Описанная прогрессия применена в музыке И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, что позволяет увидеть

Слайд 25Ритмы
Слово «ритм» изначально принадлежало музыке, хотя сегодня неудивительно, что оно

может быть известно человеку совершенно из других источников. Музыкальный ритм

дается как пример, а не как определение. Таким образом, «ритм» можно назвать «интернациональным» в области науки и искусства

РитмыСлово «ритм» изначально принадлежало музыке, хотя сегодня неудивительно, что оно может быть известно человеку совершенно из других

Слайд 26Математика также заимствовала данное слово. Исследуя математические закономерности и числовые

последовательности, часто можно обнаружить ритмичность. В частности, «простейшими» примерами математических

ритмов являются периодические дроби
Математика также заимствовала данное слово. Исследуя математические закономерности и числовые последовательности, часто можно обнаружить ритмичность. В частности,

Слайд 27Следует заметить, что без ритма музыка не смогла бы существовать.

Она бы просто рассыпалась, так и не закончив ни одной

музыкальной фразы

Следует заметить, что без ритма музыка не смогла бы существовать. Она бы просто рассыпалась, так и не

Слайд 28Рациональность и аффект
Изучая попытки ученых связать математику и музыку воедино,

можно говорить об эволюции понимания термина музыка. Абстрактным было понимание

музыки в духе Пифагора и Платона, поскольку оно подразумевало именно математическое описание
Рациональность и аффектИзучая попытки ученых связать математику и музыку воедино, можно говорить об эволюции понимания термина музыка.

Слайд 29Большие сомнения в простом тождестве аффекта и пропорции возникали достаточно

давно. Встречаются они и в средние века. По Декарту способность

органов чувств испытывать удовольствие относится к предпосылкам, которые теория музыки должна взять за основу. Она должна учитывать, что форма может быть трудной и разнообразной в той мере, в какой это отвечает естественным желаниям органов чувств
Большие сомнения в простом тождестве аффекта и пропорции возникали достаточно давно. Встречаются они и в средние века.

Слайд 30Математик из колумбийского университета Дж. Шиллингер в 1940 году опубликовал

разработанную им математическую систему музыкальной композиции в виде отдельной книжечки

под названием «Калейдофон». Считают, что Дж. Гершвин, работая над оперой «Порги и Бесс», пользовался той же системой. В 1940 году Эйгор Вилли Лобос, используя описанный способ, превратил силуэт Нью-Йорка в пьесу для фортепиано
Математик из колумбийского университета Дж. Шиллингер в 1940 году опубликовал разработанную им математическую систему музыкальной композиции в

Слайд 31Заключение
Ученые всего мира изучают поистине интереснейшую проблему взаимосвязи математики и

музыки. Таким образом, математики и музыканты могли осуществлять связь миров:

опосредованного, материального и духовного, чувственного.
О взаимосвязях математики и музыки можно говорить бесконечно долго, открывая все новые и новые, неожиданные и часто странные, одинаковые определения, понятия и смыслы. Безусловно, в данной работе была освещена лишь небольшая часть того неизведанного огромного мира связи музыки и математики, но мы будем разрабатывать и дополнять наш проект


ЗаключениеУченые всего мира изучают поистине интереснейшую проблему взаимосвязи математики и музыки. Таким образом, математики и музыканты могли

Слайд 32Результаты
Расширили свои познания о взаимосвязи музыки и математики
2) Познакомились

с открытием диатонической шкалы Пифагором
3) Узнали о гениальном решении
А.Веркмайстера


4) Рассмотрели связь логарифмов и музыки

Результаты Расширили свои познания о взаимосвязи музыки и математики2) Познакомились с открытием диатонической шкалы Пифагором3) Узнали о

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика