Слайд 1Учимся играть на
деревянных ложках.
Слайд 2Место проведения МБОУДОД «Дом детского творчества»
г. Льгов Курская область
ГМО на
секции учителей музыки,
педагогов дополнительного образования,
музыкальных руководителей детских садов.
Методическая разработка
Мастер
– класс
«ИГРА НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ».
Слайд 3Познакомить участников с простыми элементами игры на деревянных ложках.
Провести занятие
в игровой форме.
ЦЕЛЬ мастер – класса:
Слайд 41.Познакомить участников с историей русского сувенира – деревянной ложки.
2. Обучить
участников мастер – класса с методами и приёмами игре на
деревянных ложках, применяемых на уроке музыки и во внеурочной деятельности.
3. Повысить уровень профессиональной компетенции участников.
4. Повысить мотивацию на системное использование в практике.
5.Создать условия для создания своего профессионального стиля, который позволил бы реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Задачи:
Слайд 5АКТУАЛЬНОСТЬ :
Проблема построения модели общеобразовательного процесса на основе многовековых традиций
русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной
музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально – активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Слайд 6НОВИЗНА :
В данном мастер – классе происходит
интеграция образовательных областей
– музыка, коммуникация, познание.
Слайд 7ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ :
Опыт на приобретённом мастер – классе может
использоваться на уроках музыки, во внеурочной деятельности, методических объединениях учителей
– логопедов, воспитателей дошкольных объединений.
Обучая игре на деревянных ложках, помогут следующие этапы:
А) знакомство с историческими сведениями о деревянной ложке;
Б) особенности и исполнительские возможности.
В) постановка исполнительского аппарата – корпуса и рук;
Г) освоение простых приёмов игры на деревянных ложках.
Слайд 8 ХОД ЗАНЯТИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
Все мы с Вами знаем,
как в старину на Матушке Руси, использовали
деревянные ложки. Это был
столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу. Но со временем, в процессе технического прогресса они уступили место своим собратьям – ложкам металлическим.
Долгое время они были у народа не удел .Затем получили распространение как музыкальный инструмент.
Слайд 9Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские
умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных
ложках, что не всякий музыкант -профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок. В девятнадцатом веке Владимир Андреев ,создатель первого в России оркестра народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра.
Слайд 10Началось триумфальное шествие деревянных ложек, как ударного музыкального профессионального инструмента.
Во время исполнения оркестром народных мелодий, некоторые знаменитые ложкари, как
и в джазе, нередко импровизировали во время исполнения своих музыкальных номеров, тем самым показывая публике своё мастерство.
Слайд 12Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на
этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же
поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.
Слайд 13Итак давайте возьмём в руки наши ложки.
Как мы с вами
видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова
черпать).
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.
Слайд 18Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем
с Вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными расслабленными.
Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.
Слайд 20Для этого есть несколько упражнений, вот одни из них:
Раз,
два, три – ты на ложки посмотри,
Раз, два, три, четыре
– вот мы ложечки купили.
Раз, два, три, четыре, пять – будем мы на них играть.
Слайд 25Второе упражнение -
руки сцепили в замок, держа перед собой,
и сделали руками круговые движения.
Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский
аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках.
Слайд 29Сейчас я предлагаю Вам разучить простейшие способы игры на ложках.
«Капелька»
- скользящие удары ложкой о ложку, напоминающие удары капелек о
стекло .
Слайд 32Другой способ игры : ложки держат в одной руке и
ударяют ими о другую руку.
Слайд 36Движения «Мячики» в этом способе ложками ударяют о колено, сначала
одной ноги ,а затем другой.
Можно в дальнейшем усложнить этот
приём игры - ударяем о колено соседа слева, затем о своё левое колено, потом правое и о колено соседа справа
.
Слайд 39«Верёвочка» - удары ложками о ладонь, кисть и плечо.
Слайд 42«Трещётка». Один из самых, на мой взгляд интересных приёмов, самый
распространённый способ игры.
Ложки держат между ладонью и коленом. .Быстро, быстро
ими ударяют о ладонь и колено – сверху вниз
Слайд 45Сейчас , в заключении, я предлагаю Вам последнее движение именуемое
«Линеечка». Кладём одну ногу на колено другой, левую ногу на
правую, и совершаем удары ложками - о ладонь левой руки, она у нас всегда ударная, о колено закинутой ноги ,в данном случае у нас левая нога, по икре левой ноги и по пятке левой ноги.
Слайд 52А теперь ,чтобы наш с вами музыкальный номер был более
интересным, мы включим в него несколько танцевальных движений. На музыкальном
вступлении идем вперёд семенящими шажками. На счёт восемь топаем правой ногой, а затем движемся назад спиной к своим местам и садимся на свои места. В конце нашего номера, как и положено, мы совершаем поклон восхищённым зрителям, под
востосторженные аплодисменты в нашей аудитории.
Слайд 57Таким образом, цель воздействия музыки и движения способствует приобщению
обучающихся к русской народной культуре, традициям нашего народа , знакомства
не только на уроках музыки с песнями и плясками наших прадедушек и прабабушек, но и самим попробовать поучаствовать в исполнении народных песен и танцев, путём реализации игры на народных инструментах. Воспитание чувства гордости за свой народ, создание условий для развития творческих способностей и духовно – нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальное творчество. ВОТ к чему должны мы стремиться!
Слайд 59Деревянные ложки, народные костюмы,
музыкальный центр, русская народная песня
«УТУШКА
ЛУГОВАЯ».
Технические средства:
Слайд 60Провела мастер –класс
Клычёва Елена Анатольевна
Учитель музыки МБОУ СОШ №3
г. Льгов
Курская область
На конкурс
«МАСТЕР- КЛАСС»
Слайд 61Использованы материалы из видео мастер – класс
«Игра на деревянных
ложках» от 27.06.2014г.
Фотография ложки Хохлома
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.sinkopa.ru%2Ffiles%2Fstore_apendix_big4601_194.jpg&uinfo=sw-136