Слайд 1ПЯТИКЛАССНИКИ –
«ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ
НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ».
Серьёзные несерьёзные проблемы
адаптации
организма и психологии личности ребёнка.
Для хорошего самочувствия детям нужны шахматы,
кошка, лыжи и собака.
Есть ли у вашего ребёнка шахматы,
кошка, лыжи и собака?
Или хотя бы хомяк.
Есть ли у вашего ребёнка
хоть что-нибудь из этого списка?
проводит семинар педагог-психолог
Поторочина Эльмира Василевна
Слайд 2Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что
переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением
успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Слайд 3В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации
к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который
был
характерен для начала обучения в первом классе :
Резкое изменение условий обучения;
Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
Слайд 4В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:
они должны самостоятельно
переходить из кабинета в кабинет,
готовиться к урокам.
И очень
часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
опоздания на урок,
забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
не сделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
Слайд 5Некоторые дети в силу своих психологических особенностей
не готовы к
подобной самостоятельности –
совмещать учебные и организационные стороны
школьной жизни:
они
испытывают растерянность,
всё время всё путают и забывают,
не могут сосредоточиться на учёбе.
Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.
Всё это, естественно,
ведёт к
снижению успеваемости!
Слайд 6Существенные психологические изменения 5-го класса:
Занятия теперь проходят в новой школе,
кабинете.
А часто — и в разных кабинетах.
В расписании
появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история).
И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель.
Слайд 7ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ—
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать
у ребёнка от одного месяца до целого года. В это
время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .
Слайд 8Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную
жизнь сначала:
Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника
может стать хорошистом и даже отличником
Слайд 9ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ
ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА:
Физиологические изменения.
Неуверенность в
себе.
Отсутствие способностей.
Личные проблемы.
происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,
возникают новые образования,
закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Отсутствие интереса.
Слайд 10Родители могут постараться наглядно показать ребёнку смысл изучения того или
иного предмета.
Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных
знаний: например,
без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов.
А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Слайд 11ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…
Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых знаний
на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у
ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Слайд 12ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…
Отправляясь с детьми в путешествие или
просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить
им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
Слайд 13ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…
Когда кто-то из родных или знакомых
собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой
климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.
Слайд 14ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…
Собственный огород или даже цветы на
подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в
прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).
Слайд 15ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ…
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость
знания физических законов.
Слайд 16ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников
Если вас что-то беспокоит в поведении
ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с
классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
Слайд 17ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для родителей пятиклассников
В первое время можно помочь своему
ребёнку в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе
дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки, делать часть домашних заданий на продлёнке.
Слайд 18Зона Ближайшего Развития
Вашего ребёнка
Слайд 19Необходимо знать о том, что…
Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом
от детства к взрослости.
Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного
возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так,
как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.
Слайд 20Негативные показатели подросткового возраста:
дисгармоничность в строении личности
свёртывание прежде установившейся системы
интересов
протестующий характер поведения по отношению к взрослым
Слайд 21Положительные показатели подросткового возраста:
возрастает самостоятельность ребёнка
значительно более многообразными и содержательными
становятся его отношения с другими детьми и взрослыми
значительно расширяется и
качественно изменяется сфера его деятельности
развивается ответственное отношение к себе
развивается ответственное отношение к другим людям
Слайд 22В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки,
которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это
служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят:
— к депрессиям;
— к агрессии;
— к суицидам.
Слайд 23Психологические особенности подростков,
которые делают этот возраст особенно опасным:
крайняя неустойчивость
самооценки и при этом максимализм
неадекватное представление о собственной компетентности,
социальной компетентности в частности
снижение настроения, тревожность
легко возникающие страхи
Слайд 24Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия ребёнка:
не понимают чувств и переживаний других людей;
не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их
назвать;
чрезмерно подозрительны, всё время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире;
эгоцентричны;
обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»),
неадекватно оценивают своё поведение;
во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.
Слайд 25Поведенческие симптомы неблагополучия ребёнка:
легко теряют контроль над собой;
проявляют физическую
агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);
демонстрируют вспышки ярости
(кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);
раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.
Слайд 26Физические симптомы неблагополучия ребёнка:
страдают головными болями, мускульным напряжением;
отличаются угрюмым,
тоскливым настроением.
Слайд 27Аутоагрессия —
это направление агрессии на самого себя.
Но аутоагрессия — это не только суициды, но и
всевозможные повреждения:
шрамы,
наколки,
да и просто деструктивное поведение, в основе которого лежит самоуничижение, самообвинение.
Слайд 29Суицидальное поведение — это ответ на глубинные переживания, а они
связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребёнок, тем
в большей степени он внедрён в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей.
Завершенное самоубийство — сознательное лишение себя жизни.
Слайд 30Угроза самоубийства — высказывание, которое раскрывает желание самоуничтожения. Даже если
это сказано в шутливом тоне или с целью привлечь внимание,
к этому следует отнестись серьёзно. Обычно подростки именно в разговоре высказывают свои мысли о самоубийстве.
Суицидальные действия — саморазрушительный поступок, который, однако, не мог стать причиной смерти.
Слайд 31Попытка самоубийства — серьёзная попытка самоуничтожения, которая могла привести к
смерти.
Жертва убийства как форма самоубийства — подсознательный выбор роли жертвы
при нежелании брать на себя ответственность за свою смерть.
Слайд 32Аутоагрессивное действие производится подростком для того,
чтобы изменить неприятную ситуацию в
свою пользу.
Слайд 33В подростковом возрасте не существует границы
между демонстративным и истинным
суицидом!
Слайд 34Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности
— завершённая, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных
попыток.
Слайд 35Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как:
позитивное
отношение взрослого к ребёнку
принятие ребёнком норм наказывающего взрослого
использование
умеренных доз наказания
понятность
признание справедливости наказания ребёнком
Слайд 36Тенденции нравственного развития:
В сообществах, где родители отзывчивы на потребности ребёнка,
ласковы, не строги, отмечается низкий уровень преступности.
Воровство наиболее распространено в
сообществах, где для воспитания послушания, ответственности и самостоятельности используются преимущественно наказание и строгость.
Воровство и преступления против личности весьма распространены там, где воспитанием детей традиционно занимаются матери, где отсутствует возможность возникновения тесных эмоциональных связей с отцом.
Преступления против личности, в том числе насилие, клевета, наиболее часто встречаются в сообществах, где детей грубо и неожиданно заставляли проявлять самостоятельность.
Слайд 37Важно помнить, что
Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с
родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у
него гуманного отношения к другим.
Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.
Слайд 38Наличие полноценных контактов ребёнка с родителями,
активная и тактичная забота о
малыше, чувство безопасности способствуют
развитию у маленького человека так называемого
базового доверия к миру и повышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира.
Слайд 39
Чем проповедь выслушать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем
указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут всё без труда.
Слова порой запутаны
Пример
же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живёшь,
По правде или нет.
Слайд 40Как готовить домашние задания
Памятка для учащихся
Активно работай на уроке: внимательно
слушай, отвечай на вопросы.
Задавай вопросы, если чего-то не понял или
с чем-то не согласен.
Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй знание незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчёты с помощью электронных таблиц и т.п.
Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приёмов, средств) это можно сделать.
Слайд 41Конкретные рекомендации для родителей пятиклассников
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих
школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости,
поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок.
Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.
Слайд 43Литература:
Элинор Портер Поллианна. (в преводе М.Ю. Батищевой!).
Уильям Ф. Нолан И
веки нам смежит усталость // ШП. 1999. № 18.
Рэй Бредбери
Всё лето в один день // ШП. 1999. № 8.
Анхель де Куатье. Серия книг «В поисках скрижалей завета» и дальше…
Prezentacii.com