ЛЕКЦИЯ 2.
Тема:
Административно-правовой статус граждан.
Слайд 2 ВОПРОСЫ:
Понятие и
содержание административно-правового статуса граждан.
Административно-правовые гарантии реализации прав и свобод граждан.
Административно-правовой
статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
I.
Понятие и
содержание административно-правового статуса граждан
Слайд 4-
Основы правового статуса человека и гражданина закреплены в гл. 2
Конституции «Права и свободы человека и гражданина». В ст. 2
этой главы сформулирован принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанность государства».
Слайд 5-
К числу основополагающих норм, определяющих статус гражданина в Российской Федерации,
относятся Конституция, Декларация прав и свобод гражданина, принятая постановлением Верховного
Совета РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1, Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и др.
Слайд 6-
Правовой статус - сложная собирательная категория, отражающая весь комплекс связей
человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру правового
статуса входят следующие элементы: права, свободы, обязанности, юридическая ответственность, гарантии.
Слайд 7-
Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации включает в себя права, обязанности
и ответственность граждан, предусмотренные нормами административного права.
Слайд 8-
Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в
себя административную правоспособность и дееспособность.
Слайд 9Административная правоспособность
Реальная возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности,
установленные административно-правовой нормой.
Слайд 10-
Основополагающим в системе административной правоспособности является провозглашенный Конституцией принцип равенства.
Граждане Российской Федерации обладают равными правами и свободами независимо от
пола, национальности, происхождения, убеждений и т.д.
Слайд 11Административная дееспособность
Способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять
возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации исполнительной власти
(государственного управления).
Слайд 12-
Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта,
затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности
и полная - по достижении гражданином 18-летнего возраста.
Слайд 13Права и обязанности граждан в сфере административного права делятся на
абсолютные и относительные.
Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только
от волеизъявления гражданина. Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также от наличия фактических возможностей для их осуществления.
Слайд 14
Общие и специальные права и обязанности граждан
Общие права и
обязанности распространяются на все сферы государственного управления
Специальные административные права и
обязанности - это права и обязанности граждан в определенной сфере государственного управления
Слайд 15-
К административной ответственности гражданин привлекается за совершение административного правонарушения, т.е.
виновного действия или бездействия, за которое КоАП РФ или законами
субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Слайд 16 II.
Административно-правовые
гарантии реализации прав и свобод граждан
Слайд 17-
Под реализацией статуса личности понимают его осуществление путем правомерного поведения
субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и
граждан).
Слайд 18-
С объективной стороны реализация статуса личности представляет собой совершение определенных
действий государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, предусмотренных
нормами права
Слайд 19-
С субъективной стороны реализация статуса личности характеризуется отношением субъекта к
правовым требованиям на момент совершения предписываемых действий.
Слайд 20-
Правовые (юридические) гарантии - это закрепленные в законодательстве средства (способы),
специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию правовых норм, в
том числе и закрепляющих статус личности.
Слайд 21-
Под административно-правовыми гарантиями прав граждан понимаются закрепленные в законодательстве средства
и способы, которые призваны обеспечить реализацию и защиту прав граждан
в сфере деятельности исполнительной власти (государственного управления).
Слайд 22-
Одной из важнейших гарантий реализации прав и свобод личности являются
механизмы деятельности главы государства - Президента РФ, который, согласно ст.
80 Конституции, является гарантом прав и свобод граждан.
Слайд 23-
Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества
и правам человека является консультативным органом, образованным в целях оказания
содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод гражданина
Слайд 24Основными задачами Совета являются:
оказание содействия Президенту РФ в реализации его
конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод
гражданина;
Слайд 25-
подготовка предложений Президенту РФ по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты
прав и свобод гражданина в Российской Федерации, а также граждан
Российской Федерации, находящихся за ее пределами;
Слайд 26-
систематическое информирование Президента РФ о положении дел в области соблюдения
прав и свобод гражданина в Российской Федерации и за рубежом;
Слайд 27-
организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых
актов, предусматривающих регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод
гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту РФ;
Слайд 28-
подготовка предложений Президенту РФ по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными
объединениями и их представителями
Слайд 29-
В соответствии со ст. 114 Конституции меры по обеспечению законности,
прав и свобод граждан осуществляет Правительство РФ.
Слайд 30Институт Уполномоченного по правам человека
Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию
законодательства РФ о правах гражданина и приведению его в соответствие
с общепризнанными принципами и нормами международного права
Слайд 31-
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории
РФ иностранных граждан и лиц без гражданства - жалобы на
решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих
Слайд 32По результатам рассмотрения жалобы:
Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением
в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием)
государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица
Слайд 33-
Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного
или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица,
в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод гражданина
Слайд 34-
Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего
в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда
либо постановления судьи
Слайд 35 Судебная защита
Важнейшей процессуально-процедурной формой защиты
прав и свобод личности, в том числе в сфере исполнительной
власти, является судебная защита, определенная ст. 46 Конституции и которая гарантируется каждому человеку и гражданину.
Слайд 36Конституционный Суд РФ
Одной из важных функций Конституционного Суда РФ является
проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан,
конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Слайд 37Прокурор.
Опротестовывает незаконные правовые акты государственных органов, нарушающие права личности, активно
участвует в охране прав в гражданском судопроизводстве, привлекает виновных в
нарушении этих прав к юридической ответственности.
Слайд 38Административный порядок.
Жалобы рассматриваются, как правило, вышестоящими государственными органами и должностными
лицами тех органов и должностных лиц, действия которых обжалуются.
III.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без
гражданства
Слайд 40-
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации
равными правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации
(ч. 3 ст. 62 Конституции), кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Слайд 41Правосубъектность иностранных граждан
Общая административная правосубъектность иностранных граждан по своему
содержанию близка к праводееспособности граждан России, за некоторыми изъятиями и
ограничениями.
Слайд 42-
Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан определяется целью, а
также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие,
временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом).
Слайд 43-
Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав
и обязанностей у некоторых категорий иностранных граждан, например, у дипломата,
у получивших политическое убежище лиц и др.
Слайд 44-
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт
иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый
в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Слайд 45Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
документ,
выданный иностранным государством
и признаваемый в соответствии с международным договором РФ
в качестве документа, удостоверяющего личность
лица без гражданства;
разрешение на временное проживание;
вид на жительство;
иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Слайд 46Временное пребывание иностранных граждан.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской
Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания
в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток.
Слайд 47Временное проживание иностранных граждан
Разрешение на временное проживание может быть выдано
иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия
разрешения на временное проживание составляет три года.
Слайд 48
Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание
может быть выдано иностранному гражданину:
родившемуся на территории РСФСР и состоявшему
в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;
признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;
поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Слайд 49
Постоянное проживание иностранных граждан.
В течение срока действия разрешения на временное
проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его
заявлению может быть выдан вид на жительство.
Слайд 50-
Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или
деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных
или оформленных им в соответствии с Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Слайд 51-
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по
собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ,
на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.