Слайд 1АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ЯПОНИИ.
КРИВЕЛЬСКАЯ ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА.
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ.
ЧАСТЬ 1.
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ. АДМИНИСТРАЦИЯ.
Слайд 3ПЛАН ЛЕКЦИИ.
ЧАСТЬ 2.
СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА.
КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ В
СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Слайд 4
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ЯПОНИИ
Административное право – это "свод юридических предписаний,
регулирующих в первую очередь взаимоотношения государства как субъекта административной власти
с подчиненным ему народом".
(Энциклопедический словарь "Кодзиэн")
Слайд 5Система источников административного права Японии
Конституция Японии - верховный закон, в
котором закреплены основы государственного управления.
Законы:
-основные и обычные
- постоянные и временные (отраслевые)
Подзаконные акты:
- правительственные указы
- приказы министерств
- ведомственные циркуляры
Слайд 6ПРОДОЛЖЕНИЕ...
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, определенной Законом о
местном самоуправлении, издают локальные нормативные акт – положения
Международные договоры
Слайд 7Важный аспект…
Исполнительная власть в Японии представлена правительством (кабинетом
министров), возглавляемым премьер-министром.
Правительство - Кабинет министров. В него входят: премьер-министр,
12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля). Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.
Премьер-министр - ключевая фигура Кабинета министров, фактически руководитель страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра, согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах. Пока парламент не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.
Слайд 8
Особенности формирования Правительства (Кабинета министров):
половина министров обязательно
должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);
назначение на
министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике все члены правительства - депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские полномочия и не теряющие связи с избирателями.
Слайд 9
Особенности функционирования Правительства (Кабинета министров):
кабинет министров, как правило,
заседает тайно;
решения принимаются только консенсусом - единогласно;
за работу
ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;
кабинет министров Японии остается у власти не более 2 лет;
министры в первую очередь являются представителями парламента в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях.
Слайд 10Параграф 1.
Механизм государственного управления ЯПОНИИ.
Слайд 11Общие правовые принципы государственного управления:
легитимность (хотисюги),
демократичность (минсюсюги),
подчинения закону (хо-ни еру
гесэй),
разделение компетенции центральной и местной администрации (тихо бункэнсюги).
Слайд 12Особенности государственного управления в Японии:
использование административного усмотрения – наделение органов
государственного управления дискреционными полномочиями
применение административного руководства
Слайд 13ПАРАГРАФ 2.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ЯПОНИИ.
Слайд 16СПЕЦИФИКА.
Префектуры часто для удобства группируют в регионы. Эти
регионы сложились исторически, они не имеют административного аппарата и не
являются административными единицами.
Слайд 18АДМИНИСТРАЦИЯ В ЯПОНИИ.
ДЕЦЕНТРАЛИРОВАННАЯ:
сложная
ЦЕНТРАЛИРОВАННАЯ:
канцелярия,
министерства,
комитеты
и управления
Слайд 19ЧАСТЬ 2.
система местного самоуправления.
Обычные органы местного самоуправления:
префектуры и муниципалитеты
Особые органы местного самоуправления:
особые столичные районы, корпорации регионального развития, ассоциации органов местного самоуправления, финансово-промышленные округа.
Слайд 20
Функции органов местного самоуправления можно разделить на три вида:
-
собственно коммунальные функции
- административные полномочия, под которыми понимаются функции, носящие
местный характер, но требующие при их реализации государственного принуждения, включая санкции в случае их нарушения
- функции, делегированные центральными ведомствами
Слайд 21
Основы государственной службы Японии.
Правовая основа деятельности
государственных служащих:
Конституция
ст.15
Закон о государственных служащих 1947 г.
Закон о местных служащих 1950 г.
Слайд 22
Государственная служба в Японии делится на :
административную
дипломатическую
и судебную сферы государственной деятельности.
Слайд 23
Основаниями для привлечения к дисциплинарной ответственности служат:
нарушение Закона о государственных
служащих и правил, издаваемых Советом по делам персонала;
невыполнение должностных обязанностей;
совершение
поступков, порочащих государственного служащего в качестве «слуги всего народа».
Слайд 24
Основными видами дисциплинарных взысканий являются:
увольнение с должности;
временное
отстранение от занимаемой должности сроком от одного дня до одного
года (за это время государственный служащий, как правило, не получает заработную плату);
удержание из должностного оклада (может быть удержано до трети жалованья за период от одного дня до одного года);
письменный выговор (замечание).
Слайд 25
Контроль за законностью в сфере государственного управления.
ВИДЫ:
Политический контроль за
деятельностью администрации осуществляет парламент, правомочный контролировать деятельность государственной администрации различными
способами: постановка вопроса о доверии, интерпелляция, принятие государственного бюджета, устные и письменные вопросы к министрам, создание комиссий по расследованию деятельности административных органов и др.
Финансовый контроль за деятельностью администрации осуществляется Ревизионной палатой.
Судебный контроль за деятельностью публичной администрации.
Слайд 26
Виды исков в связи с административными спорами:
1)
иск "кококу";
2) иск "тоджиша";
3)
actiopopularis;
4) иск по спору между организациями и учреждениями.
Слайд 27
Список литературы:
Конституция Японии. Принята в 1946 г. и вступила в
силу в 1947 г.
Административное право зарубежных стран: Учебник /
Под ред. А. Н. Козырина и М. А. Штатиной. - М.: Спарк, 2003.
Волгин Н. А. Опыт подготовки и стимулирования труда государственных служащих в Японии. М., 1998.
Государственная служба. Регулирование трудовых отношений. Зарубежный опыт. М., 1995.
Гудошников Л. М. Система государственной службы в Японии // Советское государство и право. 1971. № 2. С. 136.
Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1984.
Молодякова Э. В. Устойчивые и подвижные элементы в бюрократической системе Японии // Япония-2000: консерватизм и традиционализм.
Мори Хидэки. Трудовые права служащих государственных и муниципальных учреждений в Японии // СССР- Япония: Право и социальный прогресс. М., 1983.
Оно Т. Нихонтэки. Японский стиль управления и система «ринги». Токио, 1967. С. 7.
Панов А. Н. Японская дипломатическая служба. М., 1988.
Faure G. Le role du MITI dans le processus de prise de decision industrielle au Japon. Tokyo, 1984. P. 101.
Makoto Ibusuki. Japanese Law via Internet (http://www.llrx.com/features/japan.htm).