Слайд 1А.В.Суворов – пример
для воспитания
Чем больше трудностей в борьбе,
Тем и победа
будет краше;
Не в этом ли величье наше,
Чтобы велеть самим себе?
Лопе
де Вега
Слайд 2САМОВОСПИТАНИЕ
Задание: Ваши ассоциации со словом самовоспитание
Слайд 3Самовоспитание – воспитательная работа над самим собой.
С. И. Ожегов
САМО
ВОСПИТАНИЕ
Каждый воспитывает,
делает себя сам
Воздействие на кого либо с целью привить ему
определённые качества
Слайд 4Самовоспитание – это работа над собой. Все силы в этой
работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы
сами (только теперь вы уже другие, в другом качестве). Человек сам ставит цель этой работы, сам её проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, ему не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат — нового, лучшего себя.
Слайд 5С кого брать пример? Примеров вокруг вас много, надо только
видеть их. Большинство великих людей России добивались побед и славы,
работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Василий Чапаев, Георгий Жуков, Лев Толстой, Максим Горький и другие.
Слайд 6Как шел к цели А.В. Суворов?
Будущий великий полководец Александр Васильевич
Суворов рос неудачником — мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать
о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдёт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, в библиотеке отца прочитал множество книг. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения.
Слайд 7Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять
своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он
обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен.
Слайд 8Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца
Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дан его работе над
собой высокую оценку. И сказал отцу: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен». Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.
Слайд 9Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой
ставят.
Н.Н. Миклухо-Маклай
В работе над собой необходимо четко представлять себе, что
вы хотите достичь, что воспитать в себе.
Слайд 10Чтобы получить образование, профессию, надо успеть прочитать (по прогнозам специалистов)
1200-1500 книг, т.е. примерно по 15-20 страниц каждый день. По
максимальным подсчетам, у нас имеется 200000 часов для работы. Попробуем представить, что мы эти часы тратим. Предвидя ваши сомнения, что времени на все полезное не хватит, ученые подсчитали это свободное от учебы в каждом дне время. Допустим, в сумме тратится: на сон, самообслуживание и еду – 10 часов в сутки, на учебу и общественную работу в школе – 7,5 часа, на приготовление уроков – 3,5 часа. Остальные 3 часа в сутки (а в воскресенье больше) будет времени свободным. Таким образом, в неделю школьник имеет 30-32 часа свободного времени, в месяц 120-130 часов, а в год более 2000 (учитывая каникулы).
Слайд 11Работа в группах:
выберите то утверждение, которое кажется вам наиболее
значимым. Выбранное утверждение необходимо объяснить.
Слайд 12Самовоспитанием заниматься важно …
Не растеряться в этой жизни, найти
свое место и самореализоваться.
Открывать свои способности, на деле испытывать свои
возможности, стать интересным и неповторимым человеком.
Преодолеть свои недостатки, мешающие достигать значимые для человека цели.
Достичь личного счастья, быть необходимым другому человеку, создавать и обогащать любовь.
Слайд 13Человек может и не занимается самовоспитанием, если …
Живет одним
днем и не видит перед собой определенных целей.
Не задумывается о
себе как о личности.
Живет как потребитель.
Пытается переложить ответственность на других людей.
Он – слабый безвольный человек, не желающий преодолевать трудности.
Слайд 14Воспитание характера
Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Характер человека
проявляется в его поведении, действиях и поступках. Как, к примеру,
вы делаете уроки? Один делает быстро, другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают только о своём, третьи переживают об общих для всех групповых делах, их заботит, как сделать жизнь группы интересной. Все эти особенности и есть черты характера.
Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности.
Слайд 15Рекомендации по выработке характера
Умейте критически оценивать своё поведение, достоинства
и недостатки собственного характера.
Убеждайте себя в необходимости стать лучше, поступать
справедливее и добрее (убеждение — это выбор линии поведения).
Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».
Рассуждайте перед сном: «День прожит не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».
Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.
Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.
Слайд 16Воспитание воли
Всякая деятельность — трудовая, общественная, познавательная — связана с
преодолением больших и малых трудностей, затратой физических и интеллектуальных сил.
Воля — психологическая основа защиты и ограничения человека от соблазнов «лёгкой жизни», «сиюминутных наслаждений», от всего того, что мешает ему быть Человеком. Можно сказать, что воля — это власть человека над самим собой: способность управлять собой, регулировать свою деятельность, строить свою жизнь в трудных условиях.
Слайд 17Рекомендации «Как победить себя, или Пять «надо»
Надо 1: Понаблюдать за
собой и определить, каких из перечисленных волевых качеств недостаёт в
твоём характере.
Надо 2: Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества.
Надо 3: Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно.
Надо 4: Упорно контролировать свои действия. Составлять памятку каждый вечер на следующий день, отмечая выполнение. Отмечать, что помешало довести дело до конца.
Надо 5: Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхам, маленьким сюрпризом самому себе.
Слайд 18Учитесь дружить
Друзья — это люди, которых связывают друг с другом
взаимное доверие, единство взглядов и интересов и преданность, доходящая до
самопожертвования.
Дружба — приносящие удовлетворение и радость, продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи и сочувствия друг другу, самоотверженности друг ради друга.
Значение дружбы в жизни человека состоит в том, что она удовлетворяет одну из главных человеческих потребностей — потребность в защищённости, в общении, в близких отношениях с другим человеком. Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, даёт радость жизни.
Возникает дружба не сразу, а в процессе постепенного узнавания друг друга, а чтобы узнать человека, надо, как говорят, пуд соли с ним съесть. Основой дружбы служит единство взглядов, ценностей жизни, понимание интересов другого, взаимное уважение.
Слайд 19Воспитать в себе Человека с большой буквы нелегко: воспитать себя
надо не на словах, а на деле и чтобы были
видны результаты «и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях». Для этого надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности, проявлять волю, бороться со злом в себе и окружающем мире, надо напряжённо трудиться. Надо быть самокритичным, терпеливым и мужественным.
Но не ждите успехов сразу, не обольщайте себя разовыми достижениями, не хвастайте хорошими поступками.
Слайд 20Самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на
который уходит иногда вся жизнь.
Трудно будет? Да, трудно, но, как
вы уже имели возможность убедиться, победа над трудностями, преодоление себя приносят высочайшие духовное удовлетворение.