Слайд 1«Батик»
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Выполнила:
Ученица 10 класса
МОУ»СОШ №8»
Гущина
Екатерина
Проверила:
Агеева О. В.
г. Магнитогорск 2011
Слайд 2Цель:
Выполнить изделие в технике холодный батик
Задачи проекта:
Познакомиться с
историей батика
Научится расписывать ткань
Ознакомиться с видами батика
Усвоить особенности творческой работы
дизайнера от эскиза до воплощения в предмете.
Раскрыть свои способности
Слайд 3История батика
Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой
литературе относятся к I веку н.э.
В Индонезии, в некоторых областях
Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения.
С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «крис» - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом
Слайд 4Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме,
в изображении древних орнаментальных мотивов и особенно в том, что
ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика.
Известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер полагает, что батик как способ был завезен из Индии. Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века.
Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.
Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.
Слайд 6История батика – Япония
В Японии технологии украшения ткани развивались
своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено
её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается, что окрашивание способом, известным в мировой культуре под названием батик, было завезено в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка – суримон , а также техники кокэти (узоры по трафарету) и юхата , напоминающая индийскую лахерия .
С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII – техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен – рисунок с помощью рисовой пасты!
Слайд 8История батика – Китай
Китай дал миру такой прекрасный материал,
как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае
называлась жанцзе . Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное посила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском), при котором жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан, потом воск удаляли и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной. Иногда последовательность была обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на нее наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и краска, за исключением закрытых воском мест, смывалась. Если была необходима двуцветная окраска, то операция повторялась. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке.
Слайд 10 История батика – Россия
В России батик появился примерно
в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и
развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели.
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики.
И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине – по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников-расписников.
Слайд 11В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в
Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН)
институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д.
Слайд 12Что такое батик?
Batik – индонезийское слово. Tik означает «точка» или
«капля», ba – ткань. Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать.
В расхожем употреблении батиком называют ткань, расписанную вручную
Виды батика:
узелковый батик,
холодный батик,
горячий батик,
свободную роспись,
роспись с помощью аэрографа.
Слайд 18Мотивация выбора эскиза
Так как я по знаку зодиака рыбка, поэтому
я решила изобразить морскую тематику. Меня очень увлекает подводный мир
и его обитатели, какие же прекрасные создания обитают в водной толще.