Слайд 1Дислексия и нарушения устной речи
Выполнила студентка 442 гр.
…
Слайд 2Нарушения устной речи при дислексии могут носить следующий характер:
нарушения
темпа и ритма речи (заикание, очень быстрая речь);
задержка появления речи;
недостаточность вербальной функции (неточность употребления слов);
нарушения грамматического строя устной речи;
нарушения звукопроизношения;
нарушения фонематического развития.
Слайд 3Нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь) часто наблюдаются
среди переученных левшей, и в этом случае являются следствием переученного
левшества и
не имеют прямого отношения к дислексии.
Слайд 4При дислексиях в большом количестве случаев наблюдается задержка речевого развития.
В одних случаях это лишь легкое отставание (речь появилась после
двух лет)
В других - выраженная задержка речевого развития, когда речь появилась после четырех и более лет.
Слайд 5У детей, страдающих дислексией, наблюдаются:
нарушения звукопроизношения
бедность словаря
неточность употребления слов
неправильное оформление своей речи
ошибки в употреблении слов
избегание сложных фраз
ограничение короткими
предложениями
инверсии
Слайд 6По С. Борель-Мезонни: слуховое восприятие при дислексии неустойчиво и мимолетно,
следовательно:
трудность установления устойчивого соответствия между фонемой и соответствующей графемой
плохо
различают многие звуки.
Слайд 7Р. Е. Левина считает, что в основе нарушений чтения и
устной речи лежит
несформированность фонематической системы
Слайд 8На начальных этапах овладения чтением при недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи
у детей наблюдаются неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений
Это
затрудняет овладение звуковым анализом слова (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова)
Слайд 9По Р.Е.Левиной:
"Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а
графема - графическое обозначение фонемы - составляет единицу чтения и
письма"
Слайд 10Б. Г. Ананьев, Р. Е. Левина, А. Н. Попова, Л.
Ф. Спирова считают, что
если у детей затруднено образование фонематических
представлений, то у них медленно формируются и представления о графеме
Слайд 11Для слияния звуков в слоги необходимо:
соотнести букву только с определенным
звуком, отдифференцировав данный звук от других
должен иметь представление об
обобщенном звучании данного звука
смысловая догадка, что затруднительно для детей с дисграфией
Слайд 12Аграмматическая дислексия -
Это нарушения чтения, обусловленные недоразвитием грамматического строя
речи
Слайд 13При аграмматической дислексии в процессе чтения наблюдаются следующие ошибки:
Изменение
падежных окончаний существительных (у меня - "у мене", из-под листьев
- "из-под листьях", у товарищей - "у товарищах").
Изменение числа имени существительного (космонавт - "космонавты").
Неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного ("сказка интересное", "детей веселую").
Изменение числа местоимения (все - "весь").
Неправильное употребление родовых окончаний местоимений ("такая город", "ракета наш").
Изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени ("это был страна", "ветер промчалась", "была день", не хотелось - "не хотел").
Изменение формы, времени и вида глагола (влетел - "влетал", видит - "видел", объявили - "объявляли").
Слайд 14Аграмматические дислексии чаще всего наблюдаются
у детей с общим недоразвитием
речи различного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.
Слайд 15Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания
прочитанного, так как понимание читаемого обусловливается:
уровнем языкового развития ребенка,
степенью
и характером овладения не только значением слова,
пониманием связи слов и предложений.