Слайд 1Урок № 26
Тема: «Досуг и отдых»
Слайд 2 Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко.
А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то
же время молодость – это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени, как взрослые, проблемами дома, семьи, денег, здоровья. И в этот неповторимый период надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня, молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д.
Но только ли в трудовой деятельности человек проявляет себя?
Обществоведы утверждают, что досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность – умение принимать решение и руководить, организовывать.
Так ли это?
Слайд 3Цели и задачи:
Понимать:
значение досуга и отдыха в формировании личности подростка;
противоречивость
влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка.
Знать:
термины и понятия
«досуг», «отдых», «свободное время», «культурный досуг»;
как люди проводили свой досуг в древности, как проводят в наши дни;
современные трактовки психологической науки о влиянии досуга и отдыха на поведение подростков.
Уметь:
давать характеристику культурному досугу подростка;
определять факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков;
высказывать суждения на обществоведческие темы;
работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию досуга и отдыха на формирование подростка;
объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
Слайд 4План урока:
1. Понятия «досуг» и «отдых».
2. Проведение досуга разными народами
в разные исторические времена.
3. Культурный досуг.
4. Практическая часть.
Слайд 5Введение в новый материал
Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим
о том, как человек проводит свободное время. Обществоведы дают следующее
определение:
Свободное время – часть внерабочего времени, остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат.
Так ли уж важно знать, как человек проводит свое свободное время? Ведь это личное дело каждого?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Слайд 61. Понятия «досуг» и «отдых»
Задание: посмотрите на схему и прокомментируйте
ее.
Досуг
Часть свободного
(нерабочего) времени
Этим временем
человек распоряжается
по своему усмотрению
Основные
черты досуга
Продолжительность
Место
Способ
проведения:
активный
пассивный
Структура:
Активная творческая
деятельность
Учеба
Самообразование
Культурное (духовное)
потребление
Спорт
Любительские
занятия
Общение с другими
людьми
Слайд 7Задание:
Обществоведы различают следующие основные типы свободного времени:
I тип: рекреационный –
отдых и восстановление сил после работы.
II тип: рационально-потребительский – с
материальной и духовной точки зрения.
III тип: деятельный – совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности.
Приведите примеры, отражающие суть этих типов досуга и отдыха.
Слайд 8Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества. Досуг –
это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов
деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, государства в целом.
Задание: разбившись на группы, предположите, какую роль играет досуг в развитии подростка.
Слайд 9В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать:
уважительное отношение к
себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности;
досуг
в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности, таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.;
досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей;
любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье;
досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств;
досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей;
особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
Слайд 10Задание:
Всегда ли досуг подростка носит полезный характер?
Приведите примеры.
Слайд 11Досуг подростков
Реальный досуг
(общественно полезный):
Реальный досуг никогда
не находится в
разрыве
как с самой личностью,
так и с обществом.
Наоборот,
это состояние
деятельности, создание свободы
из необходимых
повседневных дел,
время для отдыха,
самоактуализации,
развлечения
Мнимый
(асоциальный, личностно
значимый) досуг:
Мнимый досуг – это прежде всего
насилие, любо над собой,
либо над обществом,
и как результат –
разрушение себя
и общества. Мнимый досуг
обусловлен неумением
проводить свое время,
это бесцельное
времяпрепровождение,
приводящее к асоциальным
поступкам
Слайд 12Таким образом, правильно организованный досуг играет большую роль в жизни
человека и особенно подростка:
досуг формирует и развивает личность;
досуг способствует самовыражению,
самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
досуг стимулирует творческую инициативу детей;
досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
досуг способствует объективной самооценке детей;
досуг формирует позитивную «Я-концепцию»;
досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
досуг способствует самовоспитанию личности;
досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
Слайд 132. Досуг у разных народов и в разные исторические времена
Как
же проводили и проводят свой досуг разные народы в прежние
времена и в наши дни?
Задание: работая с текстом § 24, познакомьтесь с особенностями досуга разных народов и ответьте на следующие вопросы:
Приведите примеры различного отношения к досугу у разных народов.
Как развлекались римляне? Выскажите свое отношение к подобному времяпрепровождению.
Вспомните, каким самым любимым видом отдыха увлекались греки?
Как обстояло дело с отдыхом в Средневековье?
Что нового добавил в понятие «отдых» ХIХ век?
Сравните отдых в развитых и развивающихся странах.
Опишите и проанализируйте досуг в странах Африки.
Чем занимают свободное время россияне? Выскажите свое отношение к приведенной статистике.
Что является характерной чертой нашего времени?
Приведите примеры, подтверждающие переход от активного отдыха к пассивному.
Как вы оцениваете это явление? Свое мнение аргументируйте.
Слайд 143. Культурный досуг
Обществоведы выделяют понятие «культурный досуг».
Задание: какие ассоциации
возникают у вас при этом слове?
Слайд 15Подведем итоги…
Итак, мы пришли к выводу, что культурным досугом
является только такой досуг, который направлен на познание, духовное и
эстетическое развитие человека.
Скажите, где мы можем расширить свой кругозор, где можем приобщиться к прекрасным произведениям искусства?
Слайд 16Задание: разбившись на две группы, работая с текстом учебника, выполните
задание:
Первая группа: дайте характеристику роли музеев в расширении кругозора и
приобщения человека к миру прекрасного. Докажите, что музей – составная часть нашего культурного досуга.
Вторая группа: дайте характеристику роли библиотек в расширении кругозора и приобщения человека к миру прекрасного. Докажите, что библиотеки – составная часть нашего культурного досуга.
Слайд 17Вопросы для первой группы:
Как переводится с древнегреческого «музей»?
Дайте
определение понятию «музей».
Расскажите о первых музеях в Античной Греции.
Какую роль они играли в жизни древних греков?
Назовите наиболее известные музеи Древней Греции. Чем они знамениты?
Докажите, что эпохе Ренессанса был характерен повышенный интерес к наследию прошлого.
Какие изменения произошли в содержании работы музеев в это время?
Расскажите историю создания музеев в России.
Какие типы музеев существуют в наши дни?
В чем вы видите главное предназначение музеев?
Слайд 18Вопросы для второй группы:
Что означает слово «библиотека» в переводе с
греческого языка?
Дайте определение понятию «библиотека».
Где и когда появились первые библиотеки?
Какую
роль в их развитии сыграло Средневековье?
Как развивались библиотеки в России?
Что собой представляют библиотеки в наши дни?
На какие типы они подразделяются? Дайте им характеристику.
Назовите наиболее крупные российские библиотеки.
Докажите, что термин «библиотека» применим не только к учреждениям.
Какую роль играют личные библиотеки?
Познакомившись с дополнительным материалом, выскажите свое мнение относительно одной из загадок истории.
Слайд 19Подведение итогов
Задание: объясните смысл приведенных пословиц и высказываний:
Это ужасно
тяжёлая работа – ничего не делать. (Оскар Уайльд)
Чем бы
дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. (Русская пословица)
Делу время, а потехе – час. (Русская пословица)
Какие проблемы испытывает молодежь в организации досуга?
Слайд 20Домашнее задание:
Выучить § 24 и выполнить разноуровневые задания:
1 вариант:
ответьте на вопрос, как характеризует человека его отдых? Приведите примеры.
Ответ аргументируйте.
2 вариант: дайте советы, как лучше организовать досуг для молодежи.
3 вариант: разработайте учебный проект «Проблемы подросткового досуга: пути решения».