Слайд 1МОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области".
Учитель
истории и обществознания Кондрахов Владимир Викторович.
Экономика и её роль
в жизни
современного общества.
Урок обществознания в 11 классе.
получить общее понятие об экономике как сфере общественной
деятельности;
раскрыть особенности современного этапа развития общественного производства;
познакомиться с основными факторами производства, формами собственности и выяснить различия между ними;
способствовать развитию, совершенствованию навыков самостоятельной работы;
уяснить важность овладения простейшими экономическими знаниями для каждого члена общества.
Слайд 3План урока:
Общее понятие об экономике и производстве.
Главные проблемы развития производства.
Основные
модели организации производства.
Виды производственных отношений.
Многообразие форм собственности.
Особенности
современного этапа развития общественного производства.
Заключение.
Слайд 4I. Общее понятие об экономике
и производстве.
Экономика - система
общественного производства, совокупность производственных и других экономических отношений.
Слайд 5Что же входит в понятие производства?
Производство – процесс создания материальных
благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.
Слайд 6Производство
рабочая сила
(человеческий фактор)
+
средства производства
(вещественный фактор)
=
Слайд 7средства производства
предметы труда
средства труда
Слайд 8Рабочая сила ( )
+
Предметы труда ( )
+
Средства труда ( )
________________
Производительные
силы
Слайд 9Способы воздействия человека на предметы труда ( )
+ + + = технология
Слаженность
функционирования – организация производства.
Слайд 10Производственные отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства
(отношения собственности, формы распределения, обмена и потребления).
Слайд 11Производительные силы
+
Производственные отношения
Способ производства
Слайд 13II. Главные проблемы развития производства.
Современное производство – достаточно сложная система,
находящаяся в постоянном развитии и изменениях. Вследствие этого оно вынуждает
людей, занимающихся организацией производства, решать множество проблем. Примером могут служить проблемы безработицы, инфляции, ценообразования и т.д. Эти проблемы появляются и исчезают, обостряются и смягчаются.
Слайд 14Но любое общество, на любом этапе своего развития, сталкивается с
тремя основными, постоянно существующими и взаимосвязанными проблемами:
Какие товары, в каком
количестве и когда должны быть произведены.
Как эти товары произвести. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены.
Для кого должен быть произведён продукт, как он должен быть распределён.
?
?
?
К плану
Слайд 15III.Основные модели организации производства.
Рыночная. Рыночный механизм – такая форма организации
хозяйства, при которой индивидуальные предприниматели и потребители взаимодействуют посредством рынка
для решения трёх основных проблем производства. Представляет собой механизм неосознанной координации людей и товаров через систему цен и рынков (рынок рабочей силы, рынок товаров, рынок услуг и т.д.). Без централизованного интеллекта такая система спонтанно, стихийно решает проблему распределения материальных и трудовых ресурсов по отраслям и производствам.
Слайд 16Административно-командная (директивная) экономика решает вопрос о распределении ресурсов по отраслям
и производствам посредством создания единого центра (Госплан, правительство), который приказывает
выполнять директивные государственные планы. Жёсткая. Иерархическая система. Отсутствие критики и самокритики.
Слайд 17На современном этапе исторического развития экономика всех развитых стран представляет
собой смешанную систему, в которой частные и общественные институты осуществляют
экономический контроль. Частная система – через стихийный механизм цен (т.е. рынка),
а общественные институты –
через административное
регулирование и налоговое стимулирование.
К плану
Слайд 18IV. Виды производственных отношений.
а) Организационно-экономические отношения возникают в процессе организации
производства и определяют его состояние независимо от его социально-экономической формы.
Формы организационных связей разнообразны:
Разделение труда;
Кооперация;
Концентрация производства;
Централизация производства;
Интеграция производства.
Слайд 19б) В основе социально-экономических отношений лежат отношения собственности на средства
производства. Отношения собственности характеризуют общественный способ соединения работника со средствами
производства и соответствующие ему отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства, а также складывающиеся на их основе условия распоряжения и использования факторов производства.
К плану
Слайд 20V. Многообразие форм собственности.
Задание:
прочитать пункт "Собственность" в
учебнике (стр. 265-267).
Выписать основные виды, типы и формы собственности.
Слайд 21 Два основных типа собственности:
- частная (индивидуальная) – выражает
присвоение средств и результатов производства собственниками этих средств;
- коллективная (общественная,
групповая) – выражает совместное присвоение средств и результатов производства.
Слайд 22Формы частной собственности:
- крупная монополистическая;
- собственность капиталистов-аутсайдеров;
- мелкая частная собственность
– "малый" бизнес;
- кооперативная форма;
- акционерная собственность;
- выкупаемая у капиталистов
коллективная собственность рабочих;
- мелкотоварная частная собственность, основанная на личном труде собственника.
Слайд 23Формы общественной собственности:
- общенародная, государственная;
- кооперативная;
- акционерная;
- коллективная – "народное
предприятие";
- смешанная (СП).
Слайд 24Все формы собственности
равноправны в условиях
свободного рынка.
=
К плану
Слайд 25VI. Особенности современного этапа развития общественного производства.
На современном этапе развития
большинство развитых стран завершили переход от индустриальной эры к информационной
(постиндустриальной).
Слайд 26Критерии отнесения к информационной эпохе:
Индустриальная эра характеризовалась преимущественным развитием отраслей
материального производства, прежде всего, промышленности. Информационная эпоха характеризуется развитием отраслей
сферы услуг, особенно отраслей, связанных с переработкой информации, посреднической деятельностью и т.д.
Слайд 27Критерии отнесения к информационной эпохе:
Производство в индустриальную эру было массовым,
крупносерийным, ориентированным на рынки большой ёмкости и на выпуск изделий
массового спроса. В информационную эру производство становится в вышей степени гибким, немассовым; всё более ориентируется на индивидуальные запросы потребителей, на небольшие по ёмкости рынки. Очень короткий жизненный цикл товаров.
Слайд 28Критерии отнесения к информационной эпохе:
Основным фактором повышения экономической эффективности в
индустриальную эру была экономия затрат живого труда. Сейчас главное –
сокращение издержек по реализации, нововведения в товарах, сокращение накладных расходов (т.е. не связанных непосредственно с производством) в целом.
Слайд 29Критерии отнесения к информационной эпохе:
В организации хозяйственной деятельности в индустриальную
эру главную роль играли акционерные общества и крупные кампании с
их жёстким разделением капитала собственности с капиталом функционирования. В информационном обществе доля акционерного капитала снижается, растет значение мелких и средних предприятий, основанных на кооперативной собственности и деловом партнерстве.
Слайд 30Критерии отнесения к информационной эпохе:
В индустриальную эру быстрыми темпами росла
численность производственных рабочих. Для информационной эпохи характерно увеличение удельного веса
мелких и средних предпринимателей, работников управления и умственного труда.
Слайд 31Современное производство мирового класса характеризуется:
Большой гибкостью;
Способностью быстро менять ассортимент изделий;
применением
новых форм организации, контроля, разделения труда, новейших технологий;
Увеличением требований к
качеству;
Применением принципиально новых подходов к управлению и его организации (маркетинг, менеджмент)
К плану
Слайд 32VII. Заключение.
Современное общество, все сферы которого тесно связаны с производством,
распределением, обменом и потреблением, не сможет существовать без экономической составляющей
общественной жизни.
К плану
Слайд 33VIII. Закрепление.
Для проверки понимания и закрепления изученного на уроке вам
предлагается тестирование
(10 тестов).
Слайд 34IX. Домашнее задание:
§ 33, вопросы и задания к § 33
К
теме