Слайд 2Введение
Символизм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших
направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции
в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.
Слайд 3Введение
Термин «символизм» впервые был введён в обращение французским
поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme».
К
тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность, а в декадентстве —безнравственность и увлечение лишь внешней формой.
Слайд 4Франция и символизм.
Вторая половина XIX века во Франции прошла в
бурном водовороте революций. Власть переходила от республиканцев к роялистам и
обратно. Именно в такое время начинает зарождаться символизм как направление в искусстве.
Далее будут перечислены основоположники символизма, поэты-декаданты.
Слайд 6Философия Малларме
Малларме выдвигал внутреннее духовное постижение мира
в плоскости идеалистической философии. По Малларме, поэзия не «показывает», а
внушает.
Рассматривая поэзию как носительницу некоей сокровенной сущности, Малларме возвращает ей прежний сакральный смысл. Поэт становится жрецом, поэма — заклинанием, а слова — элементами бесконечной мелодии.
Слайд 7Философия Малларме
Выдержка из книги «Анкета о литературной эволюции» (1891 год):
«Назвать предмет — значит уничтожить три четверти наслаждения поэмой, состоящего
в счастье понемногу угадывать, внушать — вот в чем мечта. В совершенном применении этой тайны и состоит символ».
Слайд 8Философия Малларме
Зачастую символ у Малларме — рационализированная эмоция. Его субъективная
лирика — тематически неопределенная, зыбкая, с основными мотивами одиночества и
скорби. Характерно в этом отношении стихотворение «Лебедь» (Le cygne):
О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты,
Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней:
Уже блестит зима безжизненных уныний,
А стран, где жить тебе, не создали мечты.
Слайд 9Основные произведения:
Окна — «Les fenetres»
Лазурь —«L’azur»
Неудача — «La guignon»
Судьба — «Un coup
de Des»
Лебедь — «Le cygne »
Слайд 10Реакция современников
Влияние Малларме на французскую поэзию было весьма
значительно: к его школе принадлежат Лафорг, Вьеле-Гриффен, Стюарт Мерриль, Анри
де Ренье, Гюстав Кан, и др. Последователи Малларме в значительной мере были привлечены формальным его новаторством.
Слайд 11Влияние на Россию
В России отношение к Малларме было
противоречивым. Свою оценку стихотворений Малларме, дал Л.Н.Толстой в статье "Что
такое искусство?". Сам стремившийся к ясности, многолетним писательским опытом знавший, что в техническом отношении ничего сложней простоты не бывает, Толстой недоумевал, для чего надо искусственно затруднять понимание да ещё возводить это в ранг эстетики.
Слайд 12Жан Николя́ Артю́р Рембо́
1854 —1891
Слайд 13Философия Рембо
Рембо творил в момент, когда задача разрушить старый мир
до основания во имя совершенно нового общества становилась насущнейшей. В
своей сфере, в поэзии, Рембо самозабвенно предался разрушению.
Как художник слова Рембо является новатором. От выверенного стиха парнасского склада он быстро перешел к нарочитому пренебрежению цезурами, к сознательному нарушению классической строфики, к свободным диссонансам.
Слайд 14Основные произведения Рембо
Пьяный корабль / Le bateau ivre (1871)
Одно лето
в аду / Une Saison en Enfer (1873)
Озарения / Les
illuminations (1874)
Иероним Босх
Корабль дураков
1490-1500
Слайд 15Реакция современников
Литературой Рембо занимался лишь 4 года. Но значение
этих юношеских опытов велико. Творчество Рембо было поучительно своей
неразрывной связью со временем, в котором жил поэт.
Творчество Рембо оценивалось как пафос протеста радикальной мелкой буржуазии и деклассированных, отчасти люмпен-пролетарских низов против порядков Второй империи.
Слайд 16Влияние на Россию
Влияние Рембо сказалось на целом ряде русских писателей
и поэтов. Но преемниками Рембо заимствовалась и заимствуется меньше всего
идейная направленность лучших вещей поэта. Творчество Рембо было усвоено нашими символистами, позже повлияло и на футуристов.
Слайд 18Философия Верлена
Верленовская поэма подобна песне, слова которой забываются,
но мелодия остается. Ее назначение — в приобщении читателя к
миру прекрасного; безыскусная и доверительная, она уничтожает грань между ним и поэтом, делает его соучастником поэтического переживания.
Верлен создал не только новый неповторимый стих. Вернув из небытия средневековую песню, он восстановил связь с истоками народного поэтического творчества.
Слайд 19Основные произведения
поэтический сборник Романсы без слов (Romances sans paroles).
сборник стихов
Мудрость (Sagesse)
книга стихов Далекое и близкое (Jadis et Naguère)
стихотворение Смерть
(Mort)
Слайд 20Реакция современников
Символисты провозгласили Верлена своим основоположником. Он безусловно
оказал огромное влияние на символистскую поэзию. Однако его значение гораздо
шире и не может быть ограничено рамками только одного направления. Благодаря ему была сохранена традиция французской лирической поэзии, продолженная в 20 в. крупнейшими поэтами Франции.
Слайд 21Влияние на Россию
В России Верлен больше известен как
персонаж литературной истории, чем как поэт. Виной ли тому сложность
поэзии Верлена для перевода или яркость человеческого образа - судить трудно.
Его переводили Г. А. Шенгели, В. Б. Брюсов, Ф. К. Сологуб.
Слайд 22Вместо эпилога
случайные факты:
Трое поэтов- символистов были связаны друг с другом
тесной дружбой, а особенно Артюр Рембо и Поль Верлен.
Верлен, Малларме
и Рембо составляют "святую троицу" французского символизма.
10 июля 1873 в Брюсселе во время ссоры Верлен ранил Рембо в руку и был приговорен к двум годам тюремного заключения. В тюрьме, полный раскаяния, он нашел утешение в религии.
Рембо перестал быть поэтом в двадцать лет.