Слайд 1Интеллектуальная игра для 5-6-х кл.
Слайд 2
ХОД ИГРЫ
Учитель:
Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что
вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование
поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.
Вот начнется состязание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори,
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Слайд 3Конкурс 1 – Разминка.
Я уверена, все вы знаете
много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы
будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)
Слайд 41 Что посеешь, … (то и пожнешь).
2 Без труда…
(не вынешь и рыбку из пруда).
3 Кончил дело –
… (гуляй смело).
4 Волков бояться – … (в лес не ходить).
5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6 Как аукнется – … (так и откликнется).
7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8 Тяжело в учении – … (легко в бою)
9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)
10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)
Слайд 5Конкурс 2 «Фонетический»
1. Какой раздел науки о языке изучает его
звуковую сторону?
2. В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?
Ведущий
раздает карточки с заданием.
(Илья Муромец, Алеша Попович)
3. Продолжаем нашу фонетическую разминку.
Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]
(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)
Слайд 7Конкурс 3 «Остров Антиподов».
Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди,
которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это
значит?
А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле
.Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:
Слайд 8
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Наши команды сейчас
займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или
поговорок, а может и загадок.
(На карточках)
Слайд 91 команде:
Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.
Идет
юноша из светлицы и хвост под домом.
Слайд 102 команда
Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.
Упала
тыква, можно выплюнуть.
Слайд 11
«СЛОВА-ЗМЕЙКИ».
1. На доске слова: 1-ой команде - КОМ,
2-ой команде - СОМ.
Члены команд (один за другим) подходят к
доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…
Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.
На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.
Слайд 122. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по
5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.
С –
сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.
О – облако, осень и т. д.
В – вилка
А – арфа
Слайд 13Конкурс 5 «СОБЕРИ СЛОВА».
Соберите слова, которые спрятались в других словах.
За каждое слово 1 балл
1-ой команде. (На карточках)
1) Приставка в
слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ
2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ
Слайд 142-ой команде.
1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс
– СТОРОНКА, окончание – ЗИМА
2) Корень в слове –
ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ
Слайд 15Конкурс 6
«Словообразовательный»
1. От корня слов так же, как и от
дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее,
та команда получает 2 очка
(Исходное слово: «говор»)
2. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.
(Победитель тот, у кого больше слов.)
3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в.
Слайд 16Конкурс 7 «Синтаксический»
1. Вы должны правильно написать слова и расставить
знаки препинания.
1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.
2.
Мой сын (–) летчик.
3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.
Слайд 172 команда
1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
2. Пословица (–)
народная мудрость.
3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.
Слайд 182. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:
1. Из предложения «Стеной стоят
желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья
падают».
3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
Слайд 19
Конкурс 6 «Блиц-опрос»
Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый
правильный ответ – 1 )
1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)
2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)
3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)
4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
6. Часть слова без окончания. (Основа)
7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)
8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
10. Сколько букв в русском алфавите? (33)
Слайд 20Вопросы для болельщиков
Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность
помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:
Как
правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
Слайд 21· Какую строчку не может прочитать ни один учёный?