Слайд 1
Городской тематический интеллектуальный
Конкурс учащейся молодёжи и школьников
«Молодёжь – будущее
России»
Направление – лингвистика
Исследовательская работа на тему:
«Использование компьютерного жаргона
среди учеников
5, 8 классов гуманитарного профиля
и учителей гимназии»
Исследователь – Смирнова Анна
ученица 6 класса «А»
МОУ «Гимназия № 4»
Научный руководитель – Епарская Е.В.,
учитель русского языка
и литературы
Г.о. Электросталь, 2010 год
Слайд 2
Предмет исследования – компьютерный
жаргон
Цель работы – проанализировать особенности
употребления компьютерного жаргона среди
учащихся 5-8 классов и учителей гимназии.
Слайд 3
Задачи исследования:
изучить причины и способы образования компьютерного жаргона;
выделить тематические группы
компьютерного сленга;
отобрать из словарей компьютерного жаргона слова, составить анкету и
провести опрос респондентов на знание компьютерного жаргона;
проанализировать полученные результаты, сравнить частоту употребления жаргонов учениками и учителями гимназии;
сделать вывод об использовании компьютерного жаргона среди учеников 5-8 классов и учителей гимназии.
Слайд 4
Гипотеза
Использование компьютерного жаргона
зависит от опыта работа с
информационно-
коммуникационными технологиями, возраста,
образования, уровня интеллекта, круга обще-
ния и пола
человека.
Мы считаем, что на частоту использования
жаргона влияет также и его экспрессивная
окраска.
Слайд 5
Возникновение жаргона
вторая половина XX века - бурный рост
компьютерных технологий
специальные слова и выражения английского происхождения
одновременное формирование
профессионального языка программистов и специфического жаргона знатоков вычислительной техники и просто людей, увлекающихся компьютерными играми
мода на компьютерный жаргон в среде молодых специалистов
Слайд 6
Компьютерный жаргон
а) некодифицированный профессиональный язык компьютерщиков и программистов, а также
людей, чья профессиональная деятельность тесно связана с компьютерами и их
использованием;
б) область данного некодифицированного профессионального языка, доступная обычным пользователям компьютеров и включаемая ими в свою речь.
Слайд 7
Особенности компьютерного жаргона
выступают как профессионализмы;
воспринимаются как неологизмы;
отличаются эмоционально-экспрессивной функцией (юмор,
ирония, сарказм);
обладает коммуникативной функцией (помогают быстро понять друг друга);
служит паролем;
открыт
для усвоения любому человеку;
тяготеет к сокращению, упрощению слов;
частично придуманный язык (искажается);
Слайд 8
Тематические группы компьютерных жаргонов
Составные части компьютера.
Название программных продуктов, команд, файлов.
Работа
с компьютером.
Человек, имеющий отношение к миру компьютеров.
Интернет.
Человек, имеющий
отношение к миру компьютеров
Слайд 9
Анкета
Учитель (укажите предмет).
Ученик (укажите фамилию, класс, возраст).
Пользуетесь
ли вы компьютером, Интернетом?
Если да, то с
какой целью?
Часто или нет?
3. Как давно вы используете компьютер в своей деятельности?
4. Объясните значение слов и выражений (компьютерных жаргонов).
Запишите компьютерные жаргоны, которые не указаны в таблице, но
вы ими пользуетесь.
6. Когда, где (с кем, при каких обстоятельствах) вы используете эти
слова?
Почему вы используете эти слова в речи (помогают общаться, быстро
понять друг друга, забавно и др.)?
8. Когда вы не позволяете себе применять данные слова в речи?
9. Можете ли вы обойтись без этих слов?
Слайд 10
Анкетирование
В анкетировании участвовало 65 человек:
19
педагогов,
26 учащихся 5 класса,
20
учащихся 8 класса
Респондентов можно разделить по возрасту:
11-12 лет – 26 человек,
14-15 лет – 20 человек (2 учителя математики и 1 - физики )
22-27 лет – 3 человека,
30-40 лет – 9 человек (1 учитель математики)
50-56 лет – 3 человека,
от 60 лет – 4 человека.
Из них 20 человек мужского пола (только ученики) и 45 человек женского пола
Слайд 11
Общие выводы
Учителя и ученики владеют компьютером, используют его в учебных
и игровых целях, но использование ресурсов Интернета учениками происходит чаще.
Этим объясняется лучшее знание компьютерных жаргонов (на 8%).
Группа респондентов среди учителей разнородна по своему составу, поэтому овладение компьютером происходит по-разному.
Дети примерно в одной возрастной группе – от 11 до 15 лет. Они общаются между собой и быстро овладевают компьютерным языком. Использование компьютерных жаргонов в среде учеников в 2 раза больше.
Детям нравится сниженность и экспрессивность данной лексики, поэтому они включаются в эту языковую игру.
Однако, отвечая на вопросы анкеты, ребята всё-таки заменили многие слова нейтральными. 60% опрошенных могут обойтись в речи без жаргонов, а значит влияние жаргонизмов не столь велико
Слайд 12
Общие выводы
Самые распространённые в речи учеников слова: клава, копирнуть, мамка,
бродилка, искалка, мыло, печаталка, сиди-ромка, комп, мышь, болванка, червяк, Аська,
хакер, помойка, чайник, скрючился, рухнул, завис, тормозить, качать.
Жаргоны образованы суффиксальным способом. Суффикс –к- привносит в слово экспрессию, напоминающую детские обзы-вательства. Поэтому мы считаем, что обилие компьютерных жаргонов в речи детей и подростков зависит от эмоционально-экспрессивной особенности этих слов.
В 5 классе мальчики чаще девочек пользуются ресурсами Интернета и активнее применяют в речи компьютерные жаргоны, но уровень овладения этой лексикой у девочек выше.
В 8 классе девочки опережают мальчиков. Их активность, связанная с использованием компьютера и Интернета, растёт и овладение жаргонной лексикой также повышается.
Слайд 13
Заключение
Использование компьютерного жаргона зависит
от опыта работа с
информационно-коммуникационными технологиями,
возраста,
образования,
уровня интеллекта,
круга общения,
пола человека,
на частоту
использования жаргона влияет также и его экспрессивная окраска.