Слайд 1Классические концепции политических элит. Теории элит Г.Моски, В.Парето, Р.Михельса
Презентацию
подготовили студентки 2 курса группы 1511
Курилех Ольга и Кудряшова
Ксения
Слайд 2Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная
политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели
развития общества и принимающей важные политические важные политические решения.
Идеи о неизбежности деления общества на управляющих и управляемых высказывались ещё в глубокой древности. Достаточно в этой связи назвать имена Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время они не получили серьезного социологического обоснования. Первые научно разработанные концепции элит были предложены в конце ХIХ – начале ХХ века Г.Моска, В.Парето, Р.Михельсом.
Слайд 3Что такое политическая элита?
В обобщенном виде политическая элита — это
привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и
непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Для современного общества характерна разносторонняя, внутренне дифференцированная, но интегрированная политическая элита.
Слайд 4Теория Гаэтано Моска
Гаэтано Моска (1854-1941) – итальянский политолог, депутат парламента, сенатор,
профессор, автор книг «История политических доктрин» и «Основы политической науки».
Г.
Моска считал, что общество во все времена управлялось не массами и не лидерами-одиночками, но особым, организованным, внутренне сплоченным и политически компетентным меньшинством – «политическим классом». Вначале этот класс сосредоточивает в своих руках государственное управление, а позднее целиком монополизирует всю полноту власти, выполняя все политические функции и пользуясь вытекающими из этого преимуществами.
Слайд 5Исторически «политический класс» всегда состоял из военной, финансовой и церковной
аристократии. Доступ в военную аристократию открывает воинская доблесть, доступ в
финансовую аристократию – богатство, доступ в церковную аристократию – церковный сан.
«Политический класс» состоит из высшего руководства, определяющего программные, стратегические цели политики, и руководителей среднего звена, являющихся проводниками решений элиты в массах.
«Политический класс» обладает потенцией самовоспроизводства. Самовоспроизводство осуществляется путями наследования, выборов и кооптации.
Слайд 6Самовоспроизводство «политического класса»
Членство в «политическом классе» может переходить по наследству – но,
если этот путь воспроизводства станет преобладающим, то правящая элита, сохраняя
стабильность, будет закрытой и застойной.
В состав «политического класса» можно войти в результате выборов – но, если этот путь воспроизводства станет доминирующим, то правящая элита, обретая черты открытости и мобильности, может оказаться пестрой, неустойчивость. Поэтому Г. Моска рекомендовал поддерживать полезное равновесие между наследованием и выборностью мест в составе правящего класса.
Кооптация (введение новых членов в свой состав самим правящим классом) возможна, но зависит от политико-организационных форм самого «политического класса».
Слайд 7Г. Моска выделял 3 типа политического управления:
автократический тип, при котором
правительство передает определенную часть властных полномочий обществу;
либеральный тип, при котором
общество путем выборов делегирует власть правительству;
смешанный тип, при котором общество выбирает политического лидера (президента), а тот, в свою очередь, назначает членов политического руководства (американская модель власти).
Слайд 8Теория Вильфредо Парето
Вильфредо Парето (1848-1923) – итальянский политолог, автор книги «Трактат
всеобщей социологии». Именно В. Парето ввел в научный оборот понятие
«элита».
В. Парето считал, что вся история человечества – это история постоянной смены элит. Одни элиты возвышаются, другие приходят в упадок. Вечное господство одно и того же круга людей и их потомков невозможно. Поэтому мировая история представляет собой «кладбище аристократии».
Слайд 9Политологическая концепция В. Парето более психологична, чем теория Г. Моска.
По мнению В. Парето, общество как система всегда стремится к
социальному равновесию. Равновесие обеспечивается взаимодействием множества элементов (общественных сил), образующих 4 группы.
Особое значение имеют мотивы человеческой деятельности; главные из них – психологические стимулы – биологические инстинкты, нелогичные импульсы, чувства, эмоции, в которых отражается вечная, неизменная человеческая индивидуальность. Поэтому политика представляет собой функцию психологии.
Слайд 10Элиты В. Парето подразделял на правящие и неправящие.
Правящая элита непосредственно участвует
в управлении, выдвигает из своей среды харизматических лидеров.
Неправящая элита – это
«контрэлита», потенциальная элита; она обладает способностью управлять, но лишена реальной возможности принимать политические решения.
В истории человечества последовательно сменяют друг друга два типа элит – «львы» и «лисы».
«Львы» – открытые, решительные, но консервативные, не воспринимают новаций, опираются на силу и авторитарные методы управления. Они хороши для стабильных периодов общественного развития.
«Лисы» – хитрые, изворотливые, маневренные новаторы, демагоги и популисты, прибегающие к манипуляциям, подкупу, обману, раздающие награды. Они преобладают в эпохи нестабильности, кризисов, в переходные периоды, когда требуются прагматичные реформы и умение гибко маневрировать в сложной, изменчивой обстановке.
Слайд 11«Циркуляция элит»
Главный «стержень» истории – «циркуляция элит», постоянный обмен людьми и
идеями между элитой и неэлитарной массой. Этот «круговорот элит» уравновешивает социальную систему
и обеспечивает исторический прогресс.
Если правящий класс открыт и сознает необходимость постоянной циркуляции, процесс осуществляется мирно. Если же правящая элита замыкается в себе, превращаясь в касту, то она утрачивает способность к эффективному управлению и удерживает власть силой. Тогда прекращение «циркуляции элит» ведет к социальному кризису – революции. Революция – это наиболее радикальный способ обновления элит.
Элита «лис»
Элита «львов»
Слайд 12Теория Роберта Михельса
Роберт Михельс (1876-1936) – германо-итальянский социолог, один из идеологов
итальянского фашизма, друг Б. Муссолини, автор книги «Политические партии.
Очерк об олигархических тенденциях демократии».
Р. Михельс считал, что демократия «невозможна в принципе»: такова сущность самого человека, сущность политической борьбы и сущность всех политических организаций. Большинство членов любого общества состоит из «обывателей», а обыватель труслив, инертен, некомпетентен в социально-политических вопросах и вследствие всего этого легко и охотно уступает власть политическим организациям.
Слайд 13Общественные массы неспособны к самоорганизации и самоуправлению. К власти приходят
те общественные группы, которые завоевывают себе поддержку «организованных масс». Но
для организации и руководства массами нужны политические партии. А самим политическим партиям необходима жесткая внутренняя организация. Её осуществляет партийный аппарат.
В результате любая организация раскалывается на руководящее меньшинство и руководимое большинство. Руководство все более отрывается от масс, противопоставляет себя рядовым членам. Оно образует замкнутый внутренний круг (номенклатуру) и узурпирует всю полноту власти – сперва над партией, а затем и над всем обществом. «Суверенитет народа» становится фикцией. Так действует – извечно и повсеместно – «железный закон олигархии».
Слайд 14Анализируя состояние парламентской демократии начала ХХ в., Р. Михельс пришел
к выводу о том, что парламентская демократия «неизлечимо больна» и
во всех своих массовых организациях (партиях, профсоюзах и др.) обнаруживает тенденцию к «групповщине» (олигархии).
Кризис парламентской демократии в Италии и Германии в 1920-х годах выдвинул на авансцену политики «волевой политический класс», «идеальным» воплощением которого сам Р. Михельс считал фашизм Муссолини и – позже – нацизм Гитлера.
При всем субъективизме подходов Р. Михельс сформулировал одну из первых в истории политической мысли концепций бюрократизации правящей элиты.
Слайд 15Заключение
Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX –
начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо
Парето и Роберта Михельса. Вклад Моски и Парето в современную политическую теорию связан главным образом с определением структуры власти и сосредоточением внимания на групповом характере реализации власти в любой ее форме.
Основной тезис теорий элит заключается в том, что в любом обществе существует и должно существовать меньшинство населения, которое принимает важнейшие решения в обществе и правит большинством. Это меньшинство, составляющее политический класс, или правящую элиту, включает более широкий круг тех, кто влияет на государственные решения, а также тех, кто формально «определяет политику». Меньшинство добивается своего господствующего положения средствами, выходящими за рамки обычных выборов.