Слайд 1 Исследовательская работа
Тема
«Колоративная лексика в цикле рассказов
В.
П. Астафьева «Затеси»»
Слайд 2
Виктор
Петрович
Астафьев
(1924-2001г)
Слайд 3 Автор: Мария Шмонова,
учащаяся 9 класса
МОУ Большекосульская СОШ
Слайд 4Руководитель: Лещенко Евгения Ивановна,
учитель русского языка и литературы.
Слайд 6Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в
произведениях писателя.
Объект исследования - цикл рассказов «Затеси»
Слайд 7В исследовательской работе проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения
психолингвистики на примере творчества В.П. Астафьева.
Слайд 8Цель исследования
Изучение цветообозначений, использованных автором с психолингвистической точки зрения.
Слайд 9Задачи исследования
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Проанализировать колоративную лексику
в произведении В.П. Астафьева «Затеси».
Слайд 10Данная работа актуальна в научном плане, и имеет практическую значимость,
так как произведения писателя изучаются
на уроках литературы в школе,
представляют интерес
для школьников, интересующихся творчеством В. П. Астафьева.
Слайд 11Методы и приемы
Прием сплошной выборки.
Психолингвистический анализ произведений В. П. Астафьева.
Исследовательско
– поисковый метод.
Слайд 12Структура исследовательской работы
Введение.
История цветообозначений.
Психолингвистический аспект изучения цвета.
Описание цветов в применении
к человеку и природе (черный, белый, желтый, голубой, зеленый).
Слайд 13 «Затеси» - своеобразный «дневник» жизни В.П. Астафьева, хранимый в памяти
писателя.
Слайд 14Примеры психолингвистики в произведениях В.П. Астафьева
Описание цвета в применении к
человеку (его внешность, быт, одежда, дом).
Черный цвет – это цвет:
Торжественности
и достоинства («самодовольные мужики в черных фраках и костюмах, и тоже сплошь в золоте!» («Благословляю Вас»));
траура, смерти и греха («Каплан, или как его там, в черной длинной одежде и черном головном уборе…» («Открытие костела»));
Слайд 15болезни, тяжелой доли («…одежда на ней того же цвета, что
и земля, - серовато–черная, с разводами выступившей на ней соли.»
(«Паруня»));
несчастья, скорби, порчи («Глянешь в пустой черный ствол дерева… кто-то убегает вглубь ствола, в темень – от страшного человеческого глаза» («Гнездышки»));
Слайд 16символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в
черное – на ней вечный траур по мужу, по сыновьям
и родным…» («Просьба пионерки»));
ассоциации с криминалом («В Сибири вороны черные, что головешки, никакого просвета на теле, никаких теней и оттенков, и характер у здешней вороны, как у черного каторжника: ни себе, ни птицам, ни людям от нее покоя нет» («Тихая птица»));
Слайд 17гнетущая атмосфера тюрьмы, состояние арестованного отца («…показался низенький человек в
черной косоворотке с белыми пуговками…»);
маркер социально-политического положения («ничего не переменилось
в их отношениях с чернью»);
символа привилегированности («Нас подвезли на черной крайкомовской «Волге» («Одна минута»));
Слайд 18страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма
черный», «тяжело и долго ставил меня на ноги тот, черный
и «страшный» - доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»));
выражение черствости души («Живи с миром в душе на чужой стороне, русский человек, не дай почернеть и обуглиться своему сердцу» «Раздумья на небе»)).
Слайд 19Описание черного цвета в применении к природе (птицы, животные, растения).
Картина
приближаю-щейся грозы («Я вырос на кромке енисейского берега, черной нахмуренной
бровью вдавшегося в реку…» («Змей»));
Слайд 20умирание природы («Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее
ветви и стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны
или вырваны с корнем». («Хвостик»);
смерть («Молодые и старые тополя, все они черны и с обломившимися ветками» («Кладбище»).
Слайд 28Заключение
В.П.Астафьев - мастер слова, использующий яркие выразительно-изобразительные средства языка. В
результате психолингвистического анализа текста «Затесей», мы пришли к выводу, что
в языке В.П. Астафьева употреблены различные слова – цветообозначения.
Слайд 29 У писателя они имеют те же значения, что и в
русской языковой традиции. На наш взгляд, автор «Затесей» особенно часто
использует три цвета: белый, черный, зеленый.
Вероятно, эта цветовая семантика была сформирована еще в детстве писателя, которое он провел в сибирской деревне, воспитываясь в семье бабушки – хранительницы народной мудрости.
Слайд 30 Проведя психолингвистический анализ, мы видим, что не в один день
пришел автор к своей страшной автоэпитафии:
Слайд 31
«Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно.
Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам
на прощанье».